Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Ремонт парусов, уход за парусами



Дж. Ховард-Уильямс

Паруса яхты

  Парусная ткань 

  Пошив парусов 

  Как разостлать? 

  Подшивка паруса 

  Уход за парусами 

  Хранение парусов 

  Чистка и стирка 

  Зимнее хранение 

  Осмотр и дефектация 

 

Ремонт

  Типовой ремонт 

  Подшивки 

  Лат-карманы 

  Заплаты 

  Спинакеры 

  Ликовка 

  Фаловые дощечки 

  Металлические ликтросы 

  Коуши и люверсы 

  Ползунки 

  Раксы и карабины 

  Окна 

  Латы и булинь 

  Индикаторы и стропы 

 

Проверка

  Формы паруса 

  На ходу 

  На берегу 

  Исправление дефектов 

  Изменение размера 

 

Дополнения

  Приложение А 

  Приложение Б 

  Приложение В 

Шитье парусов.

При оценке объема ремонта и работ по устранению недостатков парусов необходимо кое-что знать о том, как и почему именно так сделан парус. Если вы не понимаете, чего стремится достичь парусный мастер и что он для этого делает, то скорее навредите парусу, чем исправите его, как только при ремонте или перекрое воткнете в ткань паруса нож или иглу.

Существует четыре способа придания парусу расчетной или регулируемой полноты («пуза»):

первый — выкружки по передней и нижней шкаторинам;

второй — закрой по полотнищам ткани (сужение полотнищ, вытачки);

третий — вытягивание ткани;

четвертый — такое расположение полотнищ относительно шкаторин, при котором «пузо» образуется при вытягивании ткани по косой нитке (смотрите рисунки ниже).

 

Выкружки по передней и нижней шкаторинам

Если передняя и нижняя шкаторины грота, рассчитанные на прямые мачту и гик, имеют выкружки, т. е. выкроены по выпуклой кривой, то излишек ткани превратится в «пузо», когда парус будет поставлен на рангоут и кромки вытянутся по прямой линии.

а Выкружки по передней и нижней шкаторинам б Выкружки по передней и нижней шкаторинам
Выкружки по передней и нижней шкаторинам: а — при покрое паруса предусмотрен избыток ткани выкружками по передней и нижней шкаторинам; б — когда парус стоит на прямом рангоуте, этот из­быток образует нужную полноту «пузо» паруса

Это «пузо» будет располагаться довольно близко к мачте и гику, и парусный мастер не сможет отрегулировать его положение, если не примет других мер. Однако есть много хороших парусов, полнота которых была получена именно таким путем. Чем меньше выкружки на парусе, тем более плоским он будет. В верхней части паруса либо совсем нет выпуклости, либо она очень мала; шкаторина вверху может быть даже немного вогнутой, если в этой части нужно сделать парус особенно плоским.

Паруса для изогнутого рангоута должны иметь большую выпуклость, тогда они примут форму рангоута в месте его максимальной кривизны и притом все-таки останется ткань для образования «пуза».

Переднюю шкаторину стакселя выкраивают подобным же образом. В нижней части паруса делают выпуклость, обеспечивающую «пузо», а в верхней части, где парус должен быть плоским, выпуклость убирают. Грот выкраивают с расчетом на кривизну мачты; точно так же и стакселю следует придавать форму с учетом кривизны штага. Ни один штаг не может быть абсолютно прямым, поэтому парусный мастер должен учитывать возможное провисание. В противоположность мачте в данном случае искривление будет направлено назад и под ветер, в результате образуется «пузо» и парус будет полнее. С учетом этого обстоятельства передняя шкаторина вверху должна иметь выемку. Чем длиннее передняя шкаторина, тем больше будет провисать штаг и тем большим должен быть размер выемки.

Покрой стакселя
Покрой стакселя. Все штаги провисают, поэтому передняя шкаторина стакселя делается криволинейной. Форма этой кривой обеспечивает большую полноту в нижней части стакселя и меньшую — в верхней. Выпуклость нижней шкаторины помогает создать нужную форму

 

Закрои по полотнищам ткани

При сужении некоторых полотнищ парус соответственно будет изменять форму подобно тому, как платье приобретает форму благодаря клиньям и вытачкам. Если в парус заложена излишняя ткань в виде выкружки по передней или нижней шкаторине, кривизну его можно регулировать, зауживая соответствующие полотнища до определенной точки. Различные парусные мастера поразному называют такое сужение полотнищ, но наиболее общепринято название «закрой». Такие закрои обычно делают по передней шкаторине, у галсового угла и по нижней шкаторине. У паруса, полнота которого создана выкружками по передней и нижней шкаторинам, максимальное «пузо» располагается вдоль линии, по которой прекращается сужение внутреннего конца закроя.

Закрой по полотнищам особенно эффективен при раскрое грота с горизонтальным расположением полотнищ, так как ткань подходит к передней шкаторине под удобным углом. Именно по этой причине паруса, выкроенные подобным образом, обычно имеют шов, идущий точно в галсовый угол — именно здесь закрой максимально важен для придания нужной формы.

а Закрой по швам б Закрой по швам в Закрой по швам
Закрой по швам. Устойчивость положения наибольшей стрелки профиля паруса обес­печивается сужением полотнищ к передней и нижней шкаторинам:
а — при горизонтальном расположении полотнищ; б и в— при расположении, отличающемся от горизонтального.

При ином расположении полотнищ для образования полноты в нужном месте применяют вытачки, однако тогда в месте окончания вытачек могут появиться небольшие перегибы паруса. Форма паруса у задней шкаторины также создается с помощью подобных закроев. В этом месте «пузо» не требуется. Напротив, парус здесь должен быть совершенно плоским, чтобы воздушный поток мог стекать свободно. Следует отнестись с опаской к швам по задней шкаторине, которые ушивались на протяжении всего срока службы паруса. Такие швы могут потянуть заднюю шкаторину на ветер. Лучше, если они будут несколько распущены, особенно около фалового и шкотового углов, чтобы помочь верхней части задней шкаторины отойти немного под ветер.

Однако не следует слишком усердствовать в этом, иначе весь участок паруса, расположенный в районе задней шкаторины, слишком сильно отойдет под ветер.
Такие же закрои могут быть применены и при пошивке передних парусов, хотя они должны иметь меньшую полноту («пузо») и принимают правильную форму с минимальной пригонкой или вытачками. Здесь большие возможности открывает раскрой стакселя с горизонтальным расположением полотнищ.

 

Вытягивание ткани

Мы уже видели, что при растягивании ткани по диагонали вблизи линии натяжения образуются складки. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно взять чистый носовой платок и сложить его по диагонали так, чтобы получился треугольник. Потяните за оба конца по линии складывания; два других конца при этом пусть висят свободно. Когда вы растянете платок по косой нитке ткани, на его «передней шкаторине» образуется складка, которая будет увеличиваться по мере того, как вы будете увеличивать натяжение.
При вытягивании «передней шкаторины» два висящих конца будут подниматься, а «задняя шкаторина» — двигаться по направлению к «передней», образуя излишек ткани (рис. 8).

Демонстрация эффекта растяжения ткани по диагонали
Демонстрация эффекта растяжения ткани по диагонали (по косой нитке)

Попробуйте потянуть ткань по прямой нитке и вы заметите, насколько меньше она вытягивается.

Когда подобным же образом парус растягивается по диагонали, вдоль линии натяжения также образуется складка. При правильном регулировании такое натяжение можно использовать для увеличения полноты паруса. Передняя и нижняя шкаторины грота намеренно делаются короче, чтобы натяжение фалом и шкотом образовывало «пузо» вблизи ликтроса или ленты. Если натяжение невелико, «пузо», образованное при этом, будет небольшим и парус примет форму, заложенную в него выпуклостью шкаторины (выкружкой). При усилении ветра это «пузо» под действием давления и сопротивления трения сместится назад и вверх. Его можно снова сместить в первоначальное положение большим натяжением передней и нижней шкаторин.

Для того чтобы созданное таким образом «пузо» работало эффективно, его нужно регулировать. Если дать парусу возможность вытягиваться настолько, насколько позволяет ткань,то ничего хорошего из этого не получится, так как вблизи линии натяжения почти всегда образуется складка. Парусный мастер должен дать такой допуск, при котором парус не вытянется за пределы марок. Если не предпринять дополнительных мер, то ткань вытянется слишком сильно, особенно при применении мощных фаловых лебедок. Однако передняя и нижняя шкаторины грота обшиты ликтросом или лентой, которые ограничивают растягивание паруса. Парусный мастер использует для ликовки трос с известной упругостью и, прежде чем пришивать его к парусу, вытягивает до определенного натяжения. Тогда трос будет короче шкаторины паруса и ограничит ее вытягивание.

Некоторые мастера для ликовки передней и нижней шкаторин грота, особенно для небольших парусов, предпочитают использовать заранее вытянутые синтетические ликтросы. Такой ликтрос меньше тянется, и парус можно кроить, не принимая во внимание «пузо», создаваемое вытягиванием ткани по диагонали. И все же парус необходимо растянуть до его марок, приложив для этого некоторое усилие, так как при пришивании его к ликтросу обычно делают некоторую припосадку ткани.

 

Оттяжка Каннингхэма

Оттяжка Каннингхэма — это устройство для вытягивания передней шкаторины грота, которая уже вытянута до обмерных марок, и поэтому ее нельзя вытянуть фалом еще больше, не нарушив правил, поскольку парус выйдет за марки. Она представляет собой коуш, установленный в подшивке передней шкаторины на расстоянии от 15 до 60 см вверх до галсового угла (в зависимости от размера яхты).

Через коуш пропускается трос (линь), который оттягивает переднюю шкаторину вниз, когда нужно переместить «пузо» паруса вперед. В районе галсового угла при этом образуются морщины, но это совсем небольшая расплата за те преимущества в форме паруса и ходе, которые можно получить. Приспособление устанавливают на парусах в основном для слабого и среднего ветра, которые могут быть расправлены до нормального размера. Однако при усилении ветра «пузо» может быть снова перемещено вперед, если подобрать оттяжку Каннингхэма.

На гроте для сильного ветра также следует иметь одно такое приспособление, чтобы при действительно сильных ветрах подбирать оттяжку и таким образом противодействовать смещению «пуза» назад. Такое устройство может продлить срок службы паруса, на котором с течением времени «пузо» переместилось назад. Оно может быть использовано также для удаления складок у задней шкаторины, появляющихся вследствие изгиба мачты.

 

Передние паруса

Когда стаксель имеет по передней шкаторине обычный проволочный трос, парусный мастер делает переднюю шкаторину чуть короче, чем трос, на котором крепится парус. Этот припуск может быть разным в зависимости от типа паруса и опыта работы парусного мастера с данной тканью (в среднем 2—3% длины шкаторины). В галсовый угол паруса ставят коуш и переднюю шкаторину вытягивают по туго натянутому тросу до тех пор, пока ткань не растянется на всю длину троса. Затем вытянутый парус крепят бензелем к коушу фалового угла на ликтросе так, чтобы избыток ткани по выкружке или закрою образовал складку вдоль передней шкаторины.

Если потравить бензель, захватывающий коуш фалового угла, парус опустится по тросу и складка исчезнет. Степень вытягивания паруса зависит от многих факторов, в том числе от веса и качества ткани, типа и роли паруса, размера шкотовой лебедки и от того, каким должен быть парус — плоским или пузатым.
Парус может быть прихвачен с какими-то промежутками к ликтросу передней шкаторины, который по всей длине шкаторины зашит внутрь подшивки так, что все время лежит на ее наружной кромке либо свободно пропущен внутри подшивки передней шкаторины. И в том и в другом случае, когда стаксель расстелен на полу, ликтрос, нерастянутый, будет лежать, образуя серию s-образных изгибов, утаскивая за собою переднюю шкаторину, либо будет свободно изгибаться внутри подшивки.

Для того чтобы оценить форму паруса, надо туго натянуть ликтрос, а поскольку это трудно сделать рукой, в большинстве случаев ликтрос приходится вытягивать талями (хотя бы в два лопаря).

 

Расположение полотнищ

Поскольку парусная ткань деформируется даже при малейшем натяжении по косой нитке (по диагонали), необходимо обратить особое внимание на расположение полотнищ на парусе. Манипулируя полотнищами таким образом, чтобы натяжение приходилось то на прямую нитку, то за ее пределами, в зависимости от потребности, парусный мастер может проверить, как вытягивается парус в определенном месте. Это особенно важно для задних шкаторин грота и передних парусов, а также для спинакера.

Смещение полотнищ всего на 1—2° может испортить форму паруса, а при ошибке в 5° парус может стать практически непригодным. Мы увидим это, когда будем говорить об исправлении формы парусов, на работе которых сказалось влияние угла, при котором полотнища подходят к задней шкаторине. Именно поэтому на большинстве парусов швы идут почти под прямым углом к задней шкаторине, ибо растяжение этой части паруса по диагонали нежелательно — ткань должна лежать по прямой нитке.

Поэтому и полотнища часто разворачивают вокруг выкружки («горба») задней шкаторины грота или «серпа» (вогнутости) стакселя так, чтобы уток располагался примерно по этой линии.

Читаем далее: Как разослать парус?








 



 


Рейтинг@Mail.ru
Портал для яхтсменов и путешественников
Slokam.ru работает с 2009 года.
Реклама на сайте