Сигнальные и другие станции
Кроме знаков плавучего и берегового ограждения безопасность мореплавания обеспечивает ряд специальных сигнальных станций, задача которых— передача на суда, находящиеся в море, сведений, имеющих значение для безопасного плавания. Они могут находиться при маяках или работать самостоятельно. К таким станциям относятся прежде всего радиостанции, которые в зависимости от своего назначения передают метеорологические сводки, радионавигационные извещения, сигналы времени и медицинские советы. Эти передачи ведутся по установленной программе, по запросу или в определенное время суток.
Телефонные станции при маяках позволяют связать их с ближайшим портом или населенным пунктом.
Метеосводки и радионавигационные извещения (сокращенно МЕТЕО и НАВИМ) информируют мореплавателей об ожидаемой погоде и изменениях в навигационной обстановке. Их передают все береговые станции Министерства морского флота открытым текстом. Эти извещения могут быть очередными и срочными. Последние передаются немедленно по поступлении на радиостанцию, а очередные — по расписанию передач. Сигналы времени по радио даются в соответствии с программой, установленной для данной станции, подробности о Которой указываются в лоциях и в специальном издании «Радиосигналы времени».
Кроме радиосвязи для передачи на суда нужной информации используются также звуковые, флажные (фигурные) и световые средства сигнализации. Для подачи таких сигналов на хорошо видном с моря месте устанавливают сигнальные посты, оборудованные мачтой, на которой поднимают определенные сочетания
флагов или фигур, обозначающих необходимый сигнал. В темное время суток эти сигналы передаются азбукой Морзе с помощью клотикового фонаря или сочетаниями красного, зеленого и белого огней. С сигнальных постов обычно подаются следующие сигналы:
«Предупреждение об опасности» — подается плавучими маяками, на мачте которых для судов, чей курс ведет к опасности, поднимается двухфлажный сигнал по Международному своду сигналов — «Вы идете к опасности» с одновременным пуском ракет (ночью сигнал дается только ракетами). Сигнал подается до тех пор, пока судно не увидит его и не изменит своего курса.
«Лоцманские сигналы» — они регулируют движение судов по каналу или фарватеру, сообщают о глубинах на фарватерах, о приливах и отливах в порту, о течениях и о высоте воды и т. п.
«Штормовые сигналы» —для предупреждения мореплавателей и населения портовых городов о надвигающихся штормах и сильных ветрах. Эти сигналы имеют значение для ограниченного района и служат в основном предупреждением для выходящих в море судов (см. приложение 2, е).
Туманные сигналы, имеющие весьма серьезное значение для безопасности плавания вблизи берегов, подают воз- душными и подводными средствами звуковой сигнализации при снижении видимости (туман, снежный заряд, морось и т. п.). В советских водах воздушные туманные сигналы подаются береговыми маяками при помощи следующих устройств:
— наутофон — мембранный излучатель со звуком, напоминающим звук горна. Дальность слышимости достигает 3—4 миль;
— сирена — паровая или пневматическая с неподвижным или вращающимся рупором. Издает сильный воющий звук и имеет среднюю дальность слышимости 6—8 миль;
— диафон — издает сильный прерывистый звук, слышимый на расстоянии 6—8 миль;
— туманный горн — имеет однотонный звук с небольшой дальностью слышимости (до 2 миль). Применяется в основном на плавучих маяках;
— свисток (или ревун) применяется на морских буях. Работает автоматически при волнении определенной силы;
— пушка — выстрелы производятся с промежутком 10 мин. При ветре с моря выстрелы даются чаще;
— взрывы — сильный звук от взрыва специального патрона на большой высоте; распространяется во все стороны и считается надежнее пушки;
— колокол — в настоящее время применяется только на морских буях и в качестве дублирующего средства на маяках. Береговые маяки подают двухударный звон с промежутком до 3 мин; плавучие маяки — трехударный звон с промежутком до 2 мин.
Отдельно могут быть выделены радиопеленгаторные станции и радиомаяки, которые, передавая определенные сигналы, служат для определения места судна в море при помощи радиопеленгов.
Лоцманские станции обеспечивают лоцманскую проводку судов в порт и из порта, а спасательные станции оказывают помощь судам, терпящим бедствие.
Все сведения о маяках, сигнальных станциях и передаваемых ими сигналах даются в «Лоциях» и отдельных изданиях «Огни и знаки» по каждому морю. В этих же изданиях имеются данные о лоцманских и спасательных станциях. Пункты, где имеются такие станции, обозначают на картах.
Читаем далее: Морские карты
|