Пластмассовые материалы
Пластмассы, применяемые в судостроении.
Прочие виды пластмасс.
Вопрос о возможности использования бумаги для армирования пластмасс изучен еще недостаточно. Для армирования судостроительных пластмасс, кроме перечисленных выше наполнителей, за рубежом применяют плотную бумагу (крафт-бумагу), гофрированную бумагу и картон.
Крафт-бумага и картон иногда применяют для постройки малых прогулочных лодок. Такая бумага хорошо пропитывается жидкими смолами. Четыре слоя бумаги, пропитанной смолой, обеспечивают толщину обшивки около 1,5 мм. Однако по прочности и по сопротивлению истиранию и ударам такая пластмасса значительно уступает стеклопластикам. Поэтому даже на небольших судах крафт-бумагу рекомендуется применять лишь вместе со стеклотканью. При этом наружные слои должны быть выполнены из стеклоткани.
Гофрированная бумага может применяться для увеличения толщины прослойки при изготовлении деталей с большим сечением. Перекрестное наслоение гофрированной бумаги, т. е. перпендикулярное направление гофр в соседних слоях, позволяет получить достаточно высокую прочность материала в различных направлениях. Перекрестное наслоение гофрированной бумаги можно выполнять также со стеклотканью. В этом случае гофрированную бумагу следует располагать внутри сечения обшивки, а стеклоткань — снаружи.
В композитных корпусах некоторых судов одновременно с пластмассами применяют также и древесину в виде фанеры на основе полиэфирных смол и тонких деревянных реек. На таких судах древесина используется также для изготовления отдельных деталей набора (планширей, стрингеров, шпангоутов, книц и т. п.).
Для армирования пластмасс в отдельных случаях применяют тонкие густые металлические сетки. Вопрос о долговечности пластиков, армированных железными сетками, еще недостаточно изучен. Однако имеются сведения о том, что полиэфирная смола агрессивна по отношению к стали.
Металлические сетки не нашли широкого применения для армирования судостроительных пластиков вследствие:
1) слишком большой разницы в модуле упругости стали и полиэфирной смолы (модуль смолы примерно в 50 раз ниже модуля стали). Поэтому в пластмассовой конструкции, армированной металлической сеткой, вся нагрузка воспринимается только сеткой, так как напряжения в смоле примерно в 50 раз меньше, чем в -стали;
2) различных коэффициентов линейного расширения стали и полиэфирной смолы. При изменении температуры в пластмассовой конструкции, армированной металлической сеткой, возникают внутренние начальные напряжения;
3) плохой адгезии смолы к железу;
4) меньшей прочности стали по сравнению со стекловолокном при одинаковом их весе.
Читать далее: Область применения пластмасс в судостроении
|