Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Конструкция и устройство судов внутреннего плавания.

 Конструкция и устройство судов внутреннего плавания

  Содержание 

Пластмассовые конструкции

Композитные конструкции

К недостаткам стеклопластика как конструкционного материала относится малый модуль упругости по сравнению с металлом и трудность получения прочных стыков. Это привело к применению композитных конструкций в корпусах пластмассовых судов.
Наибольшее распространение получили корпуса композитного типа, у которых обшивка выполнена из стеклопластика, а набор — из дерева. Такая композиция обеспечивает обшивке не-водотечность, малое водопоглощение, создавая тем самым хорошие условия для длительной работы деревянного набора корпуса. Недостаточная же жесткость обшивки для мелких судов не имеет большого значения.

Рассмотрим ряд примеров композитных корпусов из пластмассы.

Поперечное сечение байдарки с обшивкой из водостойкого картона:
1 — водостойкий картон; 2 — стеклоткань

На рисунке изображено поперечное сечение байдарки с комбинированной обшивкой из водостойкого картона толщиной 2,5 мм, оклеенного с обеих сторон стеклотканью. Применение водостойкого картона позволяет уменьшить стоимость постройки судна. Оклейка обшивки стеклотканью обеспечивает необходимую прочность и долговечность. Шпангоуты и стрингеры на байдарке выполнены из дерева: шпангоуты клееные гнутые из планок, стрингеры — из пластика.

Поперечное сечение корпуса катера композитной конструкции:
1 — обшивка из стеклопластика; 2 — продольные ребра из стеклопластика; 3 — деревянный шпангоут; 4 — металлическая кница; 5 — деревянный киль; 6 — деревянный резенкиль; 7 — привальный брус

На рисунке приведено поперечное сечение корпуса композитного катера с однослойной обшивкой из стеклопластика и с деревянным набором. Продольные ребра жесткости выполнены также из стеклопластика на пластиковом оформителе. Корпус катера формуется из трех секций; двух секций днища с бортом и секции палубы. Клеено-винтовое соединение секций производится на киле и на привальных брусьях. Киль катера деревянный.

Так как монолитность обшивки в диаметральной плоскости нарушена, то для увеличения надежности этого узла применен резенкиль. Поперечная прочность корпуса обеспечивается деревянными шпангоутными рамами. Узлы соединения бортовой ветви с бимсом и флором подкрепляются металлическими кницами на винтах.

Поперечное сечение корпуса катера английской постройки: 1 — трехслойная обшивка с пенопластовой прослойкой; 2 — деревянный флор; 3 — деревянный киль; 4 — деревянный резенкиль; 5 — деревянный скуловой стрингер; 6 — стеклотканевые бортовые стрингеры; 7 — однослойный настил палубы; 8 — деревянный полубимс; 9 — внутренний привальный брус; 10 — наружный привальный брус; 11 — внутренний комингс

На рисунке изображен мидель-шпангоут корпуса композитного катера с многослойной обшивкой из стеклопластика. Киль и скуловой стрингер на этом катере выполнены из дерева и установлены между внутренним и наружным слоями стеклопластика.

Существует мнение, что вследствие недолговечности деревянных конструкций по сравнению с пластмассовыми применять древесину в композитных конструкциях нецелесообразно. При этом считают, что оклейка древесины стеклопластиком лишь ускорит ее загнивание, сократит срок службы судов и затруднит их ремонт.

Следует отметить, что экспериментальные исследования, проведенные в США, не подтвердили это предположение. Эксперименты были проведены с деревянными брусками, оклеенными со всех сторон защитным слоем из стеклопластика и помещенными в среду с повышенными влажностью и температурой. При этом было установлено, что слой пластика, окружающий древесину со всех сторон, не только не способствует гниению древесины, а наоборот, защищает ее от гниения, и что открытые поверхности для вентиляции древесины оставлять не следует.

Однако к этим выводам следует все же отнестись с некоторой осторожностью, так как отсутствие вентиляции будет способствовать загниванию древесины, в особенности, если имеется доступ воды к ней. Тем не менее в пластмассовых судах, построенных за рубежом, узлы, подобные рассмотренным, встречаются довольно часто.

Поперечное сечение корпуса композитного катера: 1 — трехслойная обшивка с пенопластовой прослойкой; 2 — деревянный киль; 3 — пластмассовый киль; 4 — деревянный флор; 5 — скуловой стрингер; 6 — деревянный брусок; 7 — бортовой стрингер из стеклопластика; 8 — внутренний привальный брус; 9 — наружный привальный брус

Для защиты бортов от ударов волн на композитном корпусе с внутренней стороны обшивки приклеены продольные ребра жесткости закрытого профиля. По днищу установлены деревянные флоры, приклеиваемые к стеклопластику и нарезаемые на брусок резен-киля.

Палуба судна, в отличие от обшивки, однослойной конструкции из стеклопластика с деревянным набором. Полубимсы соединяются с корпусом клеено-винтовым соединением, в котором важную роль играет деревянный внутренний привальный брус, расположенный между слоями стеклопластика.

Композитный катер английской постройки, поперечное сечение корпуса которого показано на рис. 51, во многом напоминает только что рассмотренную конструкцию. Многослойная обшивка корпуса этого катера имеет внутренние полые продольные ребра прямоугольного сечения, склеенные из стеклопластика. Скула судна усилена тремя деревянными брусками, размещенными между слоями стеклопластика. Палуба судна также трехслойной конструкции с внутренними ребрами жесткости и пенопластовой прослойкой. Секции палубы и борта соединяются на внутреннем и наружном деревянных привальных брусьях посредством клея и винтов.

Бортовая обшивка корпуса катера подкреплена внутренним бортовым стрингером трапецеидального сечения, который присоединяется к корпусу на клею с постановкой винтов. Флоры деревянные прямоугольного сечения.

Предпринимались попытки применить в пластмассовых корпусах металлические элементы набора, предназначенные для увеличения жесткости конструкций. Такие конструкции, как показал опыт, также имеют некоторые недостатки. Применение легких сплавов затрудняется тем, что прочность склеивания пластиков с ними значительно ниже прочности всех других клеевых соединений. Стальные -элементы, кроме того, в пластмассовых конструкциях, несмотря на все меры предосторожности, в судовых условиях корродируют, что снижает прочность клеевых соединений стеклопластика со сталью. Следует также учитывать, что (как это уже указывалось выше) коэффициенты теплового расширения стеклопластика и стали неодинаковы, что отрицательно сказывается на работе композитных конструкций при переменной температуре.

Поперечное сечение корпуса патрульного катера композитной конструкции.

Одним из примеров композитной конструкции с применением стеклопластика и металла является мидель-шпангоут корпуса патрульного катера длиной 20,7 м. Днищевая обшивка и весь набор катера выполнены из легкого алюминиевого сплава, а настил палубы — из дерева (двухслойный из тика).

Обшивка бортов выполнена из стеклопластика, что объясняется относительно высокой его прочностью при ударных нагрузках. К набору обшивка бортов присоединяется болтами. Однако целесообразность такой композитной конструкции и длительность ее работы без нарушения соединений вызывают некоторые сомнения, особенно из-за сложности соединения алюминиевых сплавов со стеклопластиком и деревом.

Некоторые фирмы за рубежом считают, что вообще не следует применять композитные конструкции. Однако в композитных конструкциях больше возможностей для полного использования различных свойств материала.

Читать далее: Конструкция пластмассовых надстроек

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!