Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Конструкция и устройство судов внутреннего плавания.

 Конструкция и устройство судов внутреннего плавания

  Содержание 

Стеклопластиковое судостроение

Технико экономические показатели

Стоимость материала.

Следует отметить, что в отличие от других судостроительных материалов как в СССР, так и отчасти за рубежом пластики в настоящее время еще не имеют постоянной, твердо установившейся цены. Это объясняется тем, что промышленность, производящая основное сырье для их изготовления, развивается бурно, что сопровождается значительным последовательным снижением стоимости основных материалов. Приводимые ниже цифры могут дать представление о примерной стоимости материалов в момент подготовки рукописи к изданию. Читатель должен иметь в виду возможность значительного снижения цен в ближайшем будущем.

Основные материалы, из которых изготовляют судостроительные пластики (стекловолокно и синтетическая смола), составляют и главные статьи стоимости судостроительных пластмассовых конструкций.

Стоимость стекловолокна зависит от вида армирования. На 1 января 1962 г. отпускная цена на сатиновые ткани составляла от 1 р. 32 к. до 1 р. 70 к. за 1 м2. Ткани, обработанные адгезионно-гидрофобным способом, стоят уже от 2 р. до 2 р. 18 к. за 1 м2. Отпускная цена полотняных тканей от 80 к. до 1 р. 20 к. за 1 м2, а жгутовых 2 р. 40 к. Высокая стоимость жгутовых тканей объясняется тем, что производство их только начинает осваиваться.

Исходя из уровня цен за рубежом, жгутовые ткани по весу в 2—2,5 раза дешевле сатиновых тканей.
Стоимость полиэфиромалеинатных смол на этот же период составляла от 1 р. 23 к. до 1 р. 33 к. за 1 кг, а стоимость полиэфироакрилатных смол от 2 р. 15 к. до 2 р. 90 к. за 1 кг. Имеются сведения, что через несколько лет смола будет стоить около 70 коп. за 1 кг.
Постройка первых конструкций отечественных речных пластмассовых судов при использовании импортной полиэфирной смолы (стоимостью 13 тыс. руб. за 1 т) стоила около 10 тыс. руб. за 1 т пластмассовых конструкций. Из этой суммы 9,5 тыс. руб. приходилось на материалы. В конце 1959 г. при изготовлении пластмассовых конструкций с применением полиэфироакрилатных смол стоимостью 3 тыс. руб. за 1 т, стоимость 1 т пластмассовых конструкций снизилась до 5,4 тыс. руб. При этом структура себестоимости выглядела следующим образом:

стоимость материалов —4980 руб.

стоимость рабочей силы — 72 руб.

накладные расходы — 244 руб.

прочие расходы — 134 руб.

стоимость 1 т пластмассовых конструкций — 5430 руб.

В 1961 г. при единичной опытной постройке пластмассового катера с однослойной обшивкой стоимость изготовления 1 т конструкций уже составляла 2,7 тыс. руб., а при серийной постройке безнаборных судов 1,5 тыс. руб. Характерно, что цены на смолу в СССР с 1959 по 1963 г. снижены в 6,5 раза, а в дальнейшем намечается еще большее снижение.

На стеклонаполнители снижение цен будет производиться тоже, но в значительно меньших размерах, в том числе на стеклоткани, стеклорогожки и стекломаты.
Таким образом, в дальнейшем намечается значительное снижение цен на основные материалы, используемые при постройке пластмассовых судов.

В США, где серийное производство пластмассовых судовых конструкций начало развиваться раньше, чем в СССР, стоимость 1 г пластмассовых судовых конструкций в перерасчете на рубли выражается следующим образом:

стоимость материалов — 360 руб.

стоимость рабочей силы — 52 руб.

накладные расходы — 120 руб.

прочие расходы — 130 руб.

стоимость 1 т пластмассовых конструкций - 662 руб.

Сопоставление даже перспективных цен на стеклопластики с ценами на сталь и современное соотношение цен за рубежом показывают, что по весу стоимость материалов для постройки пластмассовых судов в несколько раз выше стоимости малоуглеродистой стали.

 

Трудоемкость постройки.

Постройка пластмассовых судов по сравнению со стальными менее трудоемка. Трудоемкость изготовления однослойной обшивки корпуса при применении передовой технологии и серийной постройке в 2—3 и даже в 5 раз ниже трудоемкости стальных и деревянных конструкций. Особенно значительно трудоемкость снижается при массовой постройке мелких безнаборных лодок, где можно механизировать формование корпуса.
Однако при постройке крупных судов с многослойной обшивкой и набором, идущим как в продольном, так и в поперечном направлении, увеличивается доля ручного труда, при этом трудоемкость пластмассовых конструкций возрастает и приближается к трудоемкости изготовления стальных и деревянных корпусов, а в отдельных случаях даже и превышает ее.

 

Стоимость пластмассовых судов.

Серийная постройка безнаборных лодок и шлюпок в СССР показала, что за счет снижения трудоемкости постройки при высокой культуре производства стоимость пластмассовых лодок не выше стоимости деревянных. Однако даже при простой конструкции балок набора стоимость мелких пластмассовых судов на 20—50% выше стоимости деревянных судов, причем с увеличением их размеров имеется тенденция к увеличению этой разницы.

 

Себестоимость эксплуатации.

Особенность пластмассовых судов — небольшие затраты на содержание их корпусов. Известно, например, что у таких судов, как лодки и катера, которые хранятся на больших судах, характерным является водотечность корпуса вследствие переменного по влажности режима. Поэтому они требуют тщательного ухода. Кроме того, деревянные суда подвержены гниению, а также поражаются древоточцами, п результате чего срок их службы невелик. Стальные корпуса и корпуса из легких сплавов, в особенности в морской воде, подвержены интенсивной коррозии.

Пластмассовые суда не нуждаются в периодическом осмотре и окраске, а срок службы их по сравнению с небольшими деревянными и металлическими судами значительно выше. Поэтому даже в том случае, когда постройка пластмассовых корпусов обходится значительно дороже, чем деревянных и металлических, себестоимость эксплуатации их оказывается все-таки ниже. Так, например, по данным ЦТКБ МРФ, при стоимости постройки пластмассового грузового теплохода грузоподъемностью 15 т, на 14% превышающей стоимость аналогичного стального судна, себестоимость перевозок на нем на 20% ниже, чем на стальном.

Кроме того, мелкие пластмассовые корпуса, как правило, на 30—40%, а лодки в 2—3 раза легче деревянных и стальных. Это подтверждается данными таблице, заимствованной из проекта грузового теплохода грузоподъемностью 15 т, выполненного в ЦТКБ МРФ.

Наименование Единица измерения Материал конструкции корпуса
Сталь Аллюминий Стеклопластик
Вес корпуса т. 5,54 2,77 1.58
Грузоподъемность т. 10 12,77 14,38

Из таблицы следует, что снижение веса пластмассового корпуса позволяет значительно увеличить грузоподъемность судна.

Проведенные в ЦТКБ МРФ расчеты показали, что при снижении веса малых судов с пластмассовыми корпусами грузоподъемность их увеличивается в среднем на 20—25%, а это, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости перевозок.

Английские специалисты считают, что при серийной постройке суда из стеклопластика получаются экономически эффективными при длине до 30 м., несмотря на то, что в большинстве случаев стоимость металлических корпусов дешевле, чем пластмассовых.
Следует также отметить, что уменьшение осадки пластмассовых судов позволит эксплуатировать их на линиях, где не могут быть использованы суда из дерева и стали.
На основании сказанного выше можно прийти к выводу, что постройка лодок и шлюпок из стеклопластика уже сейчас, как правило, экономически эффективна. Во многих случаях будет экономически целесообразна и постройка мелких катеров из пластмасс.

С развитием химической и судостроительной промышленности можно ожидать дальнейшего расширения постройки из пластмассы различных корпусных конструкций.

Читать далее: Место пластмасс среди конструкционных судостроительных материалов.

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!