Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Расчеты и чертежи в любительском судостроении.

 Расчеты и чертежи в любительском судостроении

  Содержание 

Вычисление весового водоизмещения и положения ЦТ судна (Часть 3)

Имея в виду неизбежное набухание деревянного корпуса и непредусмотренные грузы, следует предусмотреть запас водоизмещения, равный примерно 5—6% полного водоизмещения.

Расчет весовой нагрузки и положения ЦТ.

Наименование Вес кг Координаты ЦТ Моменты
Х Y Z PxX PxY PxZ
1 Корпус              
2 Механизмы              
3 Снабжение              
4 Топливо              
5 Перевозимый груз              
6 Запас водоизмещения              

X - расстояние от ЦТ до миделя, Y - расстояние от ЦТ до ДП, Z - расстояние от ЦТ до ОЛ

В столбец 2 «наименование» вписывают наименование отдельных грузов или наименование нескольких грузов, объединенных каким-либо признаком (например, одинаковым положением ЦТ, одинаковым назначением и т. п.); для удобства последующего суммирования грузов, входящих в данную группу, отдельной строкой вписывают и наименование каждой группы. В столбец 3 «вес, кг» вписывают вес, соответствующий наименованию данного предмета или группы предметов. После этого заполняют две группы столбцов: «координаты ЦТ» и «моменты»; в столбцы первой из них (столбцы 4, 5, 6) вписывают расстояния от ЦТ данного груза соответственно до мидель-шпангоута или до транца, диаметральной плоскости и основной линии, а в столбцы второй группы (столбцы 7, 8, 9) вписывают произведения веса (столбец 3) и соответствующего расстояния (столбцы 4, 5 или 6). Так, произведение веса на расстояние до мидель-шпангоута или транца вписывают в столбец 7, произведение веса на расстояние до ДП — в столбец 8, а произведение веса на расстояние до ОЛ—в столбец 9. Все требующиеся расстояния (называемые плечами моментов) измеряют на чертеже общего расположения. Если оборудование судна симметрично относительно ДП, то столбцы 5 и 8 не заполняют.

Расстояние от ЦТ груза до мидель-шпангоута или транца условно считают положительным и вписывают в таблицу со знаком плюс, если груз расположен от мидель-шпангоута в нос, и отрицательным (вписывают со знаком минус), если он расположен в корму. Подобно этому принято отсчитывать расстояние от ЦТ груза до ДП и основной линии: к правому 'борту от ДП — положительным, к левому — отрицательным, выше ОЛ -положительным, ниже — отрицательным. Соответственно знаку расстояния и моменты обозначаются со знаком плюс или минус.

После заполнения строк, относящихся к отдельным предметам, заполняют строку с наименованием данной группы весов. Для этого в каждом столбце суммируют числа, относящиеся к предметам, входящим в данную группу, и сумму вписывают против наименования группы. После заполнения такой таблицы составляют «Сводную таблицу нагрузки и положений ЦТ», форма которой показана в таблице.

Сводная таблица нагрузок и положения ЦТ

Водоизмещение и положение ЦТ Нагрузка судна
Судно порожнем Судно при полном водоизмещении Судно без топлива и запасов
Водоизмещение, кг      
Положение ЦТ от транца, м      
Положение ЦТ от основной, м      

Способ заполнения «Сводной таблицы нагрузки» не требует объяснений. Она составляется для трех случаев нагрузки: 1) при полном водоизмещении, 2) порожнем и 3) без топлива и запасов. Третий из этих случаев имеет место при возвращении судна из длительного плавания, когда все запасы топлива, продовольствия и воды израсходованы. Этот случай нагрузки рассчитывается и бывает опасным с точки зрения остойчивости, если вес топлива и запасов, располагаемых обычно внизу, значителен. Второй случай имеет место при стоянке судна без людей после его возвращения из плавания; в этом случае также остойчивость может не быть обеспечена.

Для самых малых судов (например 4-местных мотолодок с подвесным мотором длиной около 4 м) бывает весьма полезно вычислить положение ЦТ также в случае размещения двух человек в корме (при порожнем носе) с тем, чтобы потом определить, насколько глубоко при такой загрузке погружается транец.

Пример расчета весовой нагрузки полузакрытого туристского катера приведен в таблице.

Расчет весовой нагрузки и положения ЦТ полузакрытого катера (пример).

Статьи нагрузки

Вес, кг (Р)

Плечи, м Моменты, кгм
от транца (Х) от основной линии (Y) относительно транца (PX) относительно основной линии (PY)
1 2 3 4 5 6
1. Корпус          
А. Голый корпус          
Наружная обшивка 70,46 2,26 0,26 159,60 18,30
Настил палубы 11,889 2,63 0,83 31,28 9,85
Шпангоут 1 2,58 4,53 0,68 11,70 1,75
Шпангоут 2 5,20 4,13 0,57 21,50 2,96
Шпангоут 3 2,85 3,50 0,40 3,98 1,15
Шпангоут 4 2,92 2,88 0,32 8,42 0,94
Шпангоут 5 12,12 2,26 0,54 27,40 6,59
Шпангоут 6 3,18 1,69 0,26 5,38 0,81
Шпангоут 7 3,09 1,12 0,24 3,46 0,75
Шпангоут 8 7,98 0,55 3.71 4,39 2,96
Транец с доской для подвесного мотора 16,07 0,1 2,95 1.61 4,74
Носовой люк с подкреплением 1,35 4,30 0,96 5,81 1,29
Продольный набор (киль, фальшкиль, стрингера, раскладки, подпалубный брус) 34,90 2,58 0,34 89,78 11,73
Профиль резиновый бортовой с лентодержателем и крепежом 14,58 2,70 0,82 39,37 11,94
Обнос резиновым профилем и крепежом 13,44 0,97 0,25 13,07 3,39
Рым рукоятка 0,60 4,90 0,98 2,94 0,59
Кормовая выгородка, дверь в каюту, слань в кокпите 38,17 1,38 0,33 52,65 12,60
Надстройка: крыша, бимсы, обшивка ботров, стойки 31,45 2,41 0,995 75,70 31,28
Слань в каюте и сиденья в каюте 27,9 3,12 0,41 87,07 11,48
Ветровое стекло надстройки в сборе 3,23 3,71 1,03 11,98 3,33
Верхнее ветровое стекло в сборе 3.20 2,50 1,29 8,00 4,13
Крепеж обшивки наружной 4,00 2,20 0,37 8,80 1,48
ИТОГО в группе А 311,16 2,19 0,46 680,3 142,4
Оклейка и окраска 41,0 2,20 0,46 90,4 19,0
Голый корпус после покраски 352,2 2,195 0,46 90,4 19,0
           
Б. Судовые устройства и оборудование          
Дистанционное управление моторами 6.0 2,0 0,75 12,0 4,50
Якорное, швартовое и тентовое устройства 15,0 3,25 0,81 48,80 12,15
Пожарная система (огнетушители) 8,0 0,60 0,44 4,80 3,52
Судовое снабжение (ведро, багор, весло, спасательные приспособления) 20,0 1,40 0,30 28,0 6,0
Электрооборудование 1,0 2,50 1,10 2,50 1,10
Складная мебель в кокпите 10,0 1,45 0,46 14,50 4,60
ИТОГО по группе Б 60,0 1,84 0,53 110,60 31,87
Корпус с оборудованием и устройством 412,2 2.14 0,47 883,3 193,6
           
2. Механизмы          
2 подвесных мотора "Москва" 64,0 -0,12 0,44 -7,70 28,2
2 топливных бачка с топливом 39,0 0,38 0,23 14,80 9,00
ИТОГО "Механизмы" 103.0 0,069 0,36 7,10 37,20
Судно порожнее 515,2 1,73 0,45 890,4 230,8
Пассажиры в кокпите 4 человека 300,0 1,45 0,95 435,0 285,0
Катер в полном грузу (4 человека в кокпите) 815,2 1,63 0,63 1325,4 515,8
2 пассажира в каюте 150,0 3,10 0,68 46,50 102,0
2 пассажира в кокпите 150,0 1,45 0,95 217,5 142,2
Катер в полном грузу (2 человека в каюте, 2 человека в кокпите) 815,2 1,93 0,605 1572,9 493,2

 

Сводная таблица нагрузок и положения ЦТ.

Водоизмещение и положение ЦТ Случай нагрузки
судно порожнем Судно в полном грузу, 2 чел в каюте и 2 чел в кокпите Судно в полном грузу, 4 чел. в кокпите
Водоизмещение, кг 515,2 815,2 815,2
ЦТ от транца, м 1,73 1,93 1,63
ЦТ от основной, м 0,45 0,605 0,63

Читать далее: Определение объемного водоизмещения и посадки судна. Часть 1.

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!