Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.
  Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам      Фотографии яхт    Морские термины    Справочник яхтсмена    На главную
Карта мира . Литература яхтсмена

Справочник яхтсмена



  Первые русские яхт-клубы 

  От отрядов Всевобуча до олимпийских регат 

  Путь в большой парус 

  Развитие яхт и парусного вооружения 

  Яхтеные гонки и регаты 

  Происхождение океанских гонок 

  Крейсерское плавание 

  Швертботы 

  Выбор яхты 

  Транспортировка швертбота 

  Одежда яхтсмена 

  Установка мачты 

  Оснащение и плавучесть швертбота 

  Постановка грота 

  Подъем стакселя 

  Транспортировка швертбота по суше 


Управление яхтой

  Перо руля и румпель 

  Шверт 

  Гребля 

  Дифферент 

  Кренящие силы 

  Поворачивающие силы 

  Функция парусов, руля, шверта 

  Роль рулевого и шкотового 

  Равновесие яхты 

  Указатели ветра 

  Курсы относительно ветра 


Движение и остановка

  Начало движения 

  Изменение курса 

  Острые курсы и дрейф 

  Полные курсы 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Управление румпелем с удлинителем 

  Удержание яхты на курсе 

  Отход и подход к берегу 

  Спуск, подход и отход от бонового причала 

  Отход и подход к бую 

  Опрокидывание и восстановление 

  Постановка парусов 

  Уравновешивание швертбота и дифферент 

  Скорость швертбота и изменение ветра 

  Трапеция 

  Техника пользования трапецией и поясом сбруя 

  Техника выполнения поворотов 

  Спинакер 

  Конструкция спинакера 

  Работа со спинакером 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Вооружение швертбота 


Катамараны

  Катамараны 

  Катамаран "Тронадо" 

  Управление катамараном 

  Плавание полными курсами 

  Плавание на волнении, крен и дифферент 

  Плавание на катамаране в штормовую погоду 

  Восстановление катамарана 

  Сборка катамарана 


Крейсерские швертботы

  Крутой бейдевинд 

  Повороты оверштаг и фордевинд 

  Галфинд 

  Полные курсы 

  Мачты 

  Краспицы 

  Настройка мачты и парусов 


Гонки на яхтах

  Гонки. Введение. 

  Клубные гонки 

  Гоночный старт 

  Подготовка к гонке 

  Система подсчета очков 

  Сигналы и флаги 

  Правила расхождения яхт 

  Препятствия и знаки 


Крейсерские яхты

  Крейсерская яхта. Общее. 

  Типы крейсерских яхт 

  Внутренняя планировка яхты 

  Служба береговой охраны 

  Снабжение яхты и несение вахты 

  Помещения крейсерской яхты 

  Обустройство палубы 

  Подготовка парусов 

  Лебедки 

  Обращение с тросами 

  Яхтенные шлюпки 

  Контрольный список вещей 

  Яхтенные двигатели 

  Особенности дрейфа 


Отход и подход

  Швартовка. Общее. 

  Отход - подход к бону 

  Отход - подход к связке яхт 

  Маневрирование у причала 

  Отход подход кормой или носом 

  Отход подход кормой к сваям 

  Швартовка в приливы и отливы 

  Постановка на якорь 

  Подход и отход от буя 


  Отработка маневров. Разное. 

  Человек за бортом 


Паруса крейсерской яхты

  Работа с парусами. Общее 

  Парусный гардероб 

  Грот и стаксель 

  Спинакер 

  Особенности работы с парусами 


Навигация

  Навигационные огни 

  Плавание в тумане 

  Звуковые сигналы 

  Немного о штормовании 

  Правила расхождения судов 

  Лоцманское плавание 

  Определение местоположения 

  Инструменты штурмана 

  Работа с компасом 

  Навигационные приборы яхты 

  Работа с картами 

  Прокладка курса 

  Пеленгование по компасу 

  Промеры глубин 

  Использование навигационного оборудования 

  Течение, ветер, погрешности 

  Створные знаки 

  Составление плана плавания 

  Информация для перехода 

  Знаки и ограждения 

  Огни навигационных знаков 


Погода

  Изменения погоды 

  Развитие погоды 

  Циклоны 

  Ветры 

  Погодные системы 

  Штормы, торнадо, ураганы 

  Туманы 

  Погодные условия 

  Карты погоды 

  Гравитационное взаимодействие 


Уход за яхтой

  Устройство яхты 

  Уход за корпусом и палубой 

  Паруса и такелаж 

  Фалы, концы и тросы 

  Яхтеные двигатели 

  Электроника на яхте 

  Система водоснабжения 

  Ремонт на яхте 


Безопасность

  Противопожарная 

  Мель. Снятие с мели 

  Аварийные ситуации. Помощь. 

  Сигналы бедствия 

  Флаги Международного свода сигналов 

  Спасение на море 

  Медицинская помощь 


Разное

  Работа паруса 

  Корпус, шверт, киль, руль 

  Морские узлы 

От отрядов Всевобуча до олимпийских регат

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война, а затем Великая Октябрьская социалистическая революция резко ограничили деятельность русских яхт-клубов. После Октябрьской революции оказалось, что многие яхты угнаны за границу, другие остались бесхозными, погибли или требовали капитального ремонта. Новой властью уже в мае 1919г. были намечены мероприятия, направленные на демократизацию водного спорта и на широкую подготовку квалифицированных кадров для торгового и военного флотов. В Петрограде на базе Петровского яхт-клуба был образован Первый морской отряд Всевобуча (всеобщее военное обучение граждан СССР) для обучения допризывной молодежи основам военно-морского дела и парусного спорта. Начальником отряда был назначен Ю.А.Пантелеев (впоследствии адмирал ВМФ). На отряд было возложено несение сторожевой службы на морских подступах к Петрограду. В следующем году была проведена полная военизация парусного спорта, организованы еще пять отрядов на базе бывших яхт-клубов. Команды яхт получали армейский паек и некоторое обмундирование. Подобные отряды были созданы и в других местах, где парусный спорт культивировался до революции.

Всевобуч сыграл положительную роль в возрождении и пропаганде парусного спорта в Советской России, хотя организовать по-настоящему спортивную работу было практически невозможно. Слишком мал и разнотипен был парусный флот, доставшийся в наследство. Из-за недостатка судов одного класса соревнования приходилось проводить с пересадкой рулевых.

в наши дни можно встретить крейсерские яхты, стилизованные под старинные парусники, но построенные из современных материалов и несущие синтетические паруса.

1924 г. морские отряды Всевобуча были расформированы и все их имущество и яхты переданы профсоюзным и комсомольским организациям. В том же году была сделана попытка провести гонки на первенство СССР на военно-морских 6-весельных ялах. В гонках приняли участие ленинградские яхтсмены и моряки Балтийского флота. Выиграл первенство экипаж шлюпки спортклуба "Спартак" (рулевой Б.Б.Лобач-Жученко).
В июле 1927 г. пять яхт, принадлежащих яхт-клубу Ленинградского губернского совета профсоюзов, совершили первое заграничное плавание в Финляндию и Швецию. Флагманом эскадры был опытный яхтсмен, капитан дальнего плавания Н.Я.Васильев.

В 1928 г. была проведена I Всесоюзная спартакиада, в программу которой были включены парусные гонки в Ленинграде с пересадкой экипажей. Соревнования на килевых яхтах проходили в Петергофе, а на швертботах - на озере Разлив. Первыми чемпионами парусного спорта стали кронштадтец А.К.Бальсевич и Н.А.Мясников из Самары. Гонки с пересадкой экипажей проводили до 1950 г., когда они были заменены на классные гонки.

В 1929 г. Всесоюзным советом физической культуры была принята первая в стране "Классификация яхт", которой предусматривалось создание надежных, долговечных и недорогих судов, пригодных для массового спорта, и не поощрялось строительство дорогих яхт для классных гонок с малочисленным экипажем. В соответствии с этой классификацией в начале 1930-х гг. в Ленинграде были спроектированы и построены на верфи "Спортсудостроитель" четыре большие крейсерские яхты, способные совершать дальние морские плавания и в то же время пригодные для плавания в Невской губе и других мелководных акваториях. Проектирование велось Н.Ю.Людевигом с помощью Н.А.Александрова и В.Г.Щепкина. В 1934 г. со стапелей верфи сошли "Ударник" и "Пионер", в 1935 г. - "Стахановец" и "Ленинградец".

Единый водноспортивный флаг СССР, утвержденный в 1946 г. приказом председателя Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта СССР. К сожалению, распространения не получил и в настоящее время совершенно забыт.

Новые яхты - "Пионер" и "Ударник" - прошли испытания в большом плавании вокруг Скандинавии. Яхты вышли в плавание из Ленинграда 9 июля 1934 г. Посетив 12 портов Финляндии, Эстонии, Швеции, Дании и Норвегии, яхтсмены благополучно прибыли в Мурманск. Отсюда через Беломорско-Балтийский канал яхты 12 сентября возвратились в Ленинград, пройдя 3500 миль. В 1936 г. была создана Всесоюзная парусная секция (с 1959 г. Федерация парусного спорта СССР), которая объединила разрозненную до того времени деятельность яхт-клубов и парусных секций и положила начало рганизационной и систематической спортивной работе. Были разработаны и введены общесоюзные Правила соревнований, Правила классификации, обмера и постройки спортивных парусных судов СССР, программы подготовки яхтенных рулевых и Положение об их квалификации.

Хотя в новой классификации отсутствовали яхты международных классов, она позволила наладить массовую постройку довольно удачных, ставших популярными судов - швертботов классов "Ш-10", "М-20", "Р-20", "Р-30" , "Р-45" и килевых яхт классов "Л-30", "Л-45", "Л-60" и "Л-100". Некоторые яхты классов "Л-60" и "Л-100" до сих пор в строю. Многие яхты были построены на созданном в 1936 г. на базе яхт-клуба ЛОСПС Водноспортивном комбинате ВЦСПС, в состав которого входила первая в СССР специализированная яхтенная верфь. Наладилось производство яхт и швертботов в Горьком и Куйбышеве.

Ленинградский центральный яхт-клуб ВЦСПС - один из крупнейших в СССР. Был основан в 1936 г. как Водноспортивный комбинат ВЦСПС, в его состав входила специализированная верфь по постройке яхт, ныне - Ленинградская экспериментальная судоверфь (ЛЭС).

Первое официальное первенство СССР по парусному спорту было проведено в Ленинграде в 1936 г. В нем участвовали представители 16 городов. Чемпионами СССР стали: в классе швертботов "М-20" - Н.А.Мясников, в классе килевых яхт - И.П.Матвеев (в дальнейшем он 11 раз завоевывал звание чемпиона страны в классе килевых яхт и 4 раза на буерах и еще до войны стал первым среди яхтсменов - был удостоен звания заслуженного мастера спорта). До начала Великой Отечественной войны гонки на первенство СССР проводил еще раз в 1938г.

Парусный спорт в Москве стал по-настоящему развиваться после открытия канала Москва-Волга и создания Клязьминского водохранилища. В 1937 г. на водохранилище был организован первый столичный яхт-клуб, основу которого составили 11 швертботов класса "М-20". Через год в Москве было уже 100 швертботов, 4 яхт-клуба и более 400 яхтсменов, актив которых стал ядром Всесоюзной парусной секции.

С 1940 г. регулярно начали проводить зональные регаты: Московскую, Северную, Азово-Черноморскую, а позже - Дальневосточную.

К 1941 г. парусным спортом в СССР занимались тысячи яхтсменов. Ленинградские яхт-клубы ВЦСПС и ДСО "Водник", морские яхт-клубы Одессы, Николаева, Кронштадта и Севастополя, речные яхт-клубы Москвы, Куйбышева, Саратова и Горького воспитали много разносторонних яхтсменов и отличных гонщиков.

Шестивесельные ялы, оснащенные разрезным фоком из льняной парусины. В 1924 г. на таких судах в Ленинграде впервые проводили соревнования на первенство СССР по парусному спорту.

Спортивно-массовая работа предвоенных лет не прошла бесследно. Многие яхтсмены, в частности ленинградские, в годы Великой Отечественной войны успешно воевали на катерах. Большую помощь осажденному Ленинграду оказали яхтсмены-буеристы - они участвовали в создании Дороги жизни по льду Ладожского озера и в организации дозорной службы и службы связи между сигнально-наблюдательными постами на льду Финского залива. Крейсерские яхты "Ударник" и "Ленинградец" несли брандвахтенную службу в Невской губе, "Пионер" и "Стахановец" высаживали в тылу врага диверсионные группы, эвакуировали наши воинские части с островов.

Восстановление и развитие советского парусного спорта после окончания Великой Отечественной войны шло стремительными темпами. Яхтенный флот был пополнен судами новых национальных и международных классов. Включились в активную работу яхт-клубы Прибалтики и новая производственная база - Таллиннская экспериментальная верфь спортивного судостроения.

В 1946 г. были утверждены новые Правила классификации, обмера и постройки парусных судов, которые предусматривали постройку 20 классов судов, но самыми популярными впоследствии стали швертботы классов "М", "Р2" и "РЗ", яхты классов "ЛЗ" и "Л4" и монотип-одиночка международного класса "Олимпик". Это были прекрасные яхты конструкторов А.П.Киселева, Н.В.Григорьева, С.И.Ухина, С.В.Витта, Р.Е.Алексеева и П.Буте. Даже сейчас, спустя 40 лет, старые яхтсмены испытывают ностальгию по ним. Большинство этих яхт до сих пор не имеют равноценной замены, в особенности швертботы класса "М", которых было построено более 2500.

Первые крупные яхты "Пионер" и "Ударник", построенные на ленинградской верфи "Спортсудостроитель". В 1935 г. они отправились в дальнее плавание вокруг Скандинавии.

Летом 1945 г. в Ленинграде состоялась первая Балтийская регата с участием эстонских яхтсменов, а в конце сезона - первое после войны первенство СССР по парусному спорту. Эти гонки стали в последующем традиционными и ежегодными. В других бассейнах страны также проводят большие регаты - Черноморскую, Поволжскую, Дальневосточную и т. п., на первенства областей и республик.

В 1946 г. в Ленинграде при Центральном яхт-клубе ВЦСПС открыли детскую спортивную парусную школу, а затем ДСПШ появились и в других городах. С 1951 г. участие в парусных соревнованиях начали принимать юноши и девушки из всех ДСПШ, число которых к 1990 г. достигло 100.

В 1951 г. был образован Олимпийский комитет СССР, и в 1952 г. наша олимпийская сборная первый раз участвовала в XV Олимпийских играх в Хельсинки. Дебют был неудачен. Специалисты и зарубежная пресса отмечали тогда, что наши гонщики отлично стартуют, не ошибаются в выборе направления и определении ветра. Их личное мастерство было на хорошем уровне, но советские яхтсмены выступали на старых или малознакомых судах, купленных буквально за месяц до начала регаты. Кроме того, при подготовке команды основное внимание уделялось отработке тактических приемов, техническая же сторона оставалась на втором плане.

Гонки швертботов самого популярного национального класса "М " с экипажем из трех человек. В послевоенные годы на верфях страны было построено свыше 2500 "эмок".

Поражение в Хельсинки заставило коренным образом пересмотреть всю систему обучения парусному спорту, в которой больше внимания стали уделять технической и морской подготовке; на спортивных верфях была налажена серийная постройка яхт международных классов; все соревнования на личное и командное первенства стали проводить как классные гонки; были организованы встречи советских и зарубежных яхтсменов (в 1954 г. с финнами и в 1955 г. со шведами). Наши яхтсмены выезжали на некоторые регаты, проводившиеся в Швеции, Финляндии, ГДР.

Результаты такой целеустремленной работы сказались уже на выступлении нашей команды на XVII Олимпийских играх в Неаполе (1960 г.). Золотые медали олимпийских чемпионов завоевали в "Звездном" классе Т.Пинегин и Ф.Шутков, серебряным призером стал А.Чучелов на "Финне", шестое место занял А.Шелковников в классе яхт "Летучий Голландец".

Последующие олимпийские регаты и крупнейшие международные соревнования убедительно показали, что советские яхтсмены прочно заняли одно из ведущих мест в мировом парусном спорте. Трижды завоевывал звание олимпийского чемпиона В.Манкин (в классах "Финн" и "Звездный"), он был обладателем серебряной медали ("Темпест"); серебряными призерами олимпиад становились А.Балашов ("Финн" экипажи Б.Будникова ("Солинг") и братьев Тынисте ("470"); бронзовыми - В.Потапов ("Финн"), А.Балашов ("Финн"), Л.Москаленко и И.Чуниховская ("470").

Схема парусности яхты "Ударник": длина 21,7 м; ширина 4,83 м; осадка корпусом 1,83 м; швертом 2,4 м; водоизмещение 38 т; площадь парусности 210 м2. Яхта "Звездного" класса - ветеран олимпийских гонок. Созданный в 1911 г. проект яхты неоднократно модернизировался, и сегодня "звездник", построенный из стеклопластика и оснащенный современными парусами, удовлетворяет требованиям самых искушенных гонщиков. Швертбот-двойка олимпийского класса "Летучий Голландец" - один из самых быстроходных парусников. При благоприятных условиях эта легкая яхта, несущая паруса площадью 21 м2, глиссирует со скоростью до 15 уз.

 

Олимпийский центр парусного спорта в Таллинне - крупнейшая спортивная гавань в СССР, ежегодно принимающая участников всесоюзных и международных соревнований.

Звания чемпионов мира и Европы на яхтах различных олимпийских классов завоевывали В.Манкин, В.Потапов, С.Хорецкий, С.Бородинов, Г.Биганишвили, Б.Будников, Е.Богатырев, Ю.Коновалов, С.Кравцов и другие яхтсмены. Как признание достижений наших яхтсменов на международной арене можно расценивать тот факт, что в 1980-х гг. в СССР проводились чемпионаты мира в классах "Парусная доска" и "Торнадо", а также парусная регата XXII Олимпийских игр.

В послевоенные годы продолжали развиваться дальние спортивные плавания на яхтах и крейсерские гонки. Первый заграничный поход советских яхтсменов состоялся в 1956 г.: яхта "Двина" класса "Л-60" Ленинградского центрального яхт-клуба ВЦСПС ходила с дружеским визитом в Стокгольм с заходами в порты Ханко и Мариенхамн. С 1959 г. отдельные крейсерско-гоночные яхты начали участвовать в Варнемюндской регате (ГДР), Грифе Поморском и Регате Гданьского залива (ПНР), посещать порты Болгарии, Греции, Финляндии и Швеции. В 1971 г. однотонник "Сатурн" Ленинградского яхт-клуба ВМФ прошел вокруг Скандинавии по пути "Ударника" и "Пионера"; в дальнейшем этот маршрут повторили яхтсмены Архангельска и Мурманска.

Яхтсмены Николаева на яхте "Арктика" дважды (в 1976 и 1977 гг.) ходили в Средиземное море, а в 1978 г. вышли в Атлантику, достигнув Канарских островов. Полученный ими опыт позволил в 1987-1988 гг. совершить первое в истории отечественного парусного спорта кругосветное плавание на яхте "Икар" (капитан Б.С.Немиров). За 325 ходовых суток яхтсмены прошли 31 тыс. миль, посетив Канарские острова, Тасманию и обогнув суровый мыс Горн.

Учрежденные в 1971 г. Спорткомитетом СССР и редакцией журнала "Катера и яхты" гонки крейсерских яхт на Кубок Балтийского моря ежегодно привлекали до 120 яхт. Они послужили толчком к созданию других многодневных маршрутных гонок на Кубки Черного моря, Онежского озера, Днепра и Волги. В свою очередь гонки способствовали расширению проектирования и постройки современных крейсерско-гоночных яхт на Ленинградской и Таллинской верфях, а также увеличению их импорта из ПНР - поставщика в рамках СЭВ этого вида судов.

Парусная доска - самый популярный класс спортивных парусных судов. Спортсмен должен обладать силой, ловкостью и быстрой реакцией для управления доской, не имеющей руля и несущей парус площадью около 6 м2.

С 1978 г. советские яхтсмены регулярно принимают участие в международных сборах учебных парусных судов "Операция парус" . В 1984 г. две яхты ленинградского яхт-клуба Балтийского морского пароходства "Флора" (капитан В.Гусев) и "Новик" (Б.Орехов) успешно участвовали в Трансатлантических гонках, проводившихся в рамках "Операции парус-84", заняв три призовых места.

В 1982 г. яхтсмены-дальневосточники совместно с японскими яхтсменами учредили товарищеские соревнования "Белый парус мира" из порта Находка на остров Хоккайдо. Дальневосточники принимали участие в гонке вокруг Австралии, ходили на Аляску.
Укрепляются связи между яхтсменами морских городов-побратимов, которые обмениваются дружескими визитами, организуют соревнования и тем самым вносят свою лепту в дело укрепления взаимопонимания между народами и борьбу за сохранение мира на планете.

По данным Федерации парусного спорта СССР, в стране регулярно занимаются парусным спортом около 35 тыс. человек более чем в 200 яхт-клубах и парусных секциях. Свыше 400 человек имеют квалификацию яхтенного капитана. В составе нашего спортивного парусного флота более 8 тыс. вымпелов, из них около 2 тыс. - морские крейсерские яхты. Для такой страны, как наша, с ее протяженностью морской береговой линии, внутренних водных путей и почти 300-миллионным населением приведенные цифры свидетельствуют скорее не о больших достижениях, а об огромных неиспользованных резервах для развития парусного спорта.

Читаем далее: Путь в большой парус >>>









ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.



Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...

Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.