Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Словарь    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса - уход и ремонт 

Справочник яхтсмена



  Содержание 

Инструменты штурмана

Транспортир Дугласа

Транспортир Дугласа представляет собой кусок прозрачного пластика с маленьким отверстием в центре. Горизонтальные и вертикальные линии сетки, нанесенные на транспортир, совмещают с линиями широты и долготы на карте. Пеленги считывают с гравированной шкалы, нанесенной по периметру квадрата от 0 до 359°. Транспортиры бывают двух типов - со сторонами 12,5 и 25 см. Транспортиры меньшего размера обычно удобнее на малых яхтах для карт масштаба 1:75 000.

Транспортир Дугласа.

 

Прокладчик Хурста.

Прокладчик Хурста - это более совершенный вариант транспортира Дугласа. Кроме прозрачной пластины с нанесенной прямоугольной сеткой он имеет вращающийся диск, маркированный как картушка компаса, и поворачивающуюся линейку. Диск можно остановить в любом положении и затем закрепить, т. е. при работе с магнитными пеленгами легко учесть склонение. Например, при склонении 7° М надо повернуть диск против часовой стрелки до отметки 7°, пока она не совпадет с центральной вертикальной линией прямоугольной сетки, и затем закрепить диск в этом положении центральным винтом.

Прокладчик Хурста.

 

 

Параллельные линейки.

Параллелограммные линейки состоят из двух частей и рычагов, обеспечивающих передвижение линейки поперек карты без изменения угла, под которым она была размещена. У роликовой линейки два вращающихся ролика позволяют перекатывать ее по карте, достигая того же результата. Когда линейка находится в нужном положении, ролики можно застопорить (зафиксировать), чтобы предотвратить смещение.

Роликовая параллельная линейка просто перекатывается по карте; у линеек параллелограммного типа одна линейка удерживается на месте, а вторая перемещается; затем движение повторяется.

Параллельные линейки - традиционный прокладочный инструмент, обеспечивающий высокую точность. Однако эти инструменты достаточно сложны, и часто даже опытные штурманы используют вместо них транспортиры Дугласа и прокладчики.

Теперь все истинные пеленги и курсы, проложенные на карте, автоматически переводятся в магнитные: достаточно совместить с линией на карте поворачивающуюся линейку и прочитать на диске соответствующий магнитный угол.
Курс или пеленг считывают с градуированного диска после того, как рабочую кромку линейки совместят с требуемым направлением (линией на карте).

 

Измеритель и циркуль.

Для того чтобы отмечать и измерять расстояния на карте, яхтсмену понадобятся пара измерителей и циркуль. Желательно купить их самого лучшего качества - медные или из нержавеющей стали. Высота измерителей должна быть не менее 15 см, чтобы они широко раздвигались. Циркуль может быть самым простым.

Штурманский (1) и простой (2) измерители и циркуль (3). Чтобы воспользоваться штурманским измерителем, надо взять его так, как показано на рисунке. Большее расстояние, чем позволяет измеритель, измеряют поэтапно.

 

Судовой журнал.

Судовой журнал - один из основных судовых документов. В нем отмечают события, происходящие в плавании. Хранить его нужно, по возможности, аккуратнее, так как им часто пользуются и особенно в длительных плаваниях. Большинство штурманов берут с собой обычную, но специально разграфленную тетрадку.

Некоторые штурманы держат второй судовой журнал, который использует вахтенный на палубе, а штурман переносит потом нужную информацию и результаты расчетов, обычно выполняемых в рабочей записной книжке, в главный судовой журнал. Если возникают какие-либо споры относительно прав капитана в море, судовой журнал можно использовать в качестве доказательства, и поэтому важно вести его подробно.

Пример судового журнала яхты.

Время Показания лага в милях КК по прокладке Фактич. КК Ветер в баллах Атм. давление мБар Примечания
12.30 0,0 - - S4 1005 Прошли Ярмут под двигателем
12.45 0,8 240° 240° S4   Буй №1. Полный грот, стаксель №2
13.00 2,4 240° 240° S4   Траверз буя №2
13.30 5,2 285° 285° SW5 1004 SW-банка. На гроте взят один риф, стаксель №2
14.20 10,9 285° 310° W-S 5-6 1003 Два рифа на гроте, стаксель №2. Уточнили место (см. карту), ветер пер.

 

Карандаши.

На яхте понадобится несколько мягких карандашей (идеально подходят 2М и 3М), которые не портят карты при многократной работе с ней. Карандаши не должны быть круглыми - круглые легко скатываются со стола. Нужны также точилка и резинка.

 

Компасы.

Один из наиболее жизненно важных приборов на крейсерской яхте - компас. На яхте необходимы три компаса: один для удержания курса - путевой компас, другой для взятия пеленгов - ручной компас-пеленгатор и третий в комплекте радиопеленгатора. Все компасы работают по одинаковому принципу: круговая картушка показывает направление компасного Севера; окружность картушки разделена на 360°, обычно с отметкой через каждые 5° и цифрой через каждые 10° Маркируют компасы в зависимости от их типа - иногда по кромке картушки, иногда сверху.

Компасная картушка с верхней и боковой градуировкой и с осью вращения. Две курсовые черты, расположенные под углом 45° к основной черте, удобны для управления яхтой, когда рулевой сидит на ее борту.

В нижней части картушки находится гнездо-топка, в которую упирается острие шпильки. С обеих сторон от топки прикреплены маленькие магнитные брусочки. Вся конструкция помещена в котелок, заполненный смесью воды и спирта. Эта жидкость поддерживает на плаву компасную картушку и гасит любые резкие колебания. Линия, называемая курсовой чертой, служит линией отсчета: от нее отсчитывают любое движение картушки. Курсовую черту наносят краской или гравируют на внутренней стороне котелка, но ее положение зависит от типа компаса.

Обычно компас установлен в кардановом подвесе, чтобы при крене яхты котелок сохранял горизонтальное положение. Конструкция некоторых компасов, в частности расположенных на стойках или переборках, обеспечивает горизонтальное положение картушки и вертикальное курсовой черты независимо от крена. Следовательно, таким компасам карданов подвес не нужен.

 

Путевой компас.

Выбирая путевой компас, прежде всего необходимо убедиться, что компас в хорошем состоянии. Брать надо такой, у которого самая большая картушка, самая четкая маркировка и есть подсветка, чтобы им можно было пользоваться ночью. Разместить компас лучше всего прямо перед рулевым, а не сбоку от него. Расстояние между двигателем и компасом должно быть не менее 2 м, и все стальные предметы необходимо убрать подальше от компаса.

Если яхта со штурвалом, компас обычно устанавливают перед ним на подставке (нактоузе) под колпаком. Если яхта управляется румпелем, лучше иметь два компаса, расположенных на переборке, так чтобы всегда один из них был у рулевого перед глазами, на каком бы борту он ни находился. Удерживать яхту на курсе можно также при помощи компаса с сеткой, добиваясь параллельности линий. В этом случае компас должен быть установлен так, чтобы цифры на его шкале не искажались, даже если рулевой будет смотреть на компас под углом.

Такой компас устанавливают на переборке. Курсовая черта должна быть параллельна ДП яхты. Нактоузный компас. Универсальный компас.

 

Нактоузный компас.

Большая стеклянная купол-линза зрительно увеличивает картушку и облегчает считывание показаний. Обычно его устанавливают на подставке (нактоузе) прямо перед штурвалом.

 

Универсальный компас.

Его необязательно устанавливать прямо перед рулевым. Добиваясь параллельности линий, нанесенных на картушке и на стекле, яхту удерживают на нужном курсе.

 

Ручные компасы-пеленгаторы.

Ручной компас-пеленгатор штурман использует, когда нужно взять пеленг на объект. Для облегчения работы ночью у компаса должна быть подсветка. Компасы традиционных типов имеют рукоятку. На котелке сверху установлена призма, позволяющая считывать показания компаса, когда его держат на уровне глаз. Обычно на призме есть V-образная прорезь, а на картушке внизу - деления от 0 до 359°. Когда прорезь на призме совпадает с направлением на объект, через призму считывают показания пеленга.

При взятии пеленга компас подобного типа следует держать на расстоянии вытянутой руки. Компасы-пеленгаторы новых типов можно держать непосредственно у глаза, при этом объект и картушка компаса видны одновременно, хотя глаз сфокусирован на большее расстояние.

Традиционный ручной компас-пеленгатор.
Сверху компаса находится призма с V-образной прорезью.

Одно из последних достижений в этой области - полностью автоматизированный ручной компас-пеленгатор с электронным устройством, которое ориентируется по магнитному полю и быстро выдает цифровой результат на индикаторе.

Мини-компас.
Этот маленький компактный компас с визиром можно держать близко к глазу при взятии пеленга.

 

Электронный ручной компас-пеленгатор.
Имеет электронное устройство, которое реагирует на изменение магнитного поля.

Читаем далее: Работа с компасом >>>

Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...

Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.

 



Черный Опель выезжает из своего гаража во двор белой виллы .   Частные объявления, бытовая техника дешевые ковры.