Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Словарь    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Справочник яхтсмена



  Содержание 

Полные курсы

Плавание на швертботе этими курсами в ветреную погоду мало привлекательно. Швертбот трудно уравновешивать, поскольку отсутствует кренящая сила. На курсе фордевинд давление ветра на грот может привести к закручиванию его верхней части вокруг мачты, что вызовет сильное раскачивание швертбота. Чтобы избежать этого, надо выбрать оттяжку гика и при необходимости немного гика-шкот.

Для уменьшения бортовой качки матрос должен находиться на противоположном от рулевого борту, а шверт следует опустить наполовину (или полностью на одноместных швертботах). На двухместном швертботе можно уменьшить бортовую качку, поставив стаксель на "бабочку" на спинакер-гике. На одноместном швертботе рабочую поверхность грота и его приводящее к ветру усилие можно уменьшить, выбирая гика-шкот, пока индикаторы не займут положение, показывающее изменение направления потока воздуха на парусе на противоположное. Таким образом будет создана кренящая сила на подветренный борт и швертбот легко уравновесится.

 

Волны.

При плавании полными курсами в ветреную погоду волны, идущие с кормы, подхватят швертбот и он начнет глиссировать. Если не принять соответствующих мер, яхта начнет обгонять идущую впереди волну и зарываться носом в ее гребень. При этом скорость швертбота резко уменьшится и нагрузка на такелаж увеличится. Швертбот станет неустойчивым и трудноуправляемым. Этого можно избежать, приведя швертбот на курс бакштаг. Яхта будет пересекать волны так же, как при плавании острыми курсами, и скорость ее увеличится.

 

Лавировка по ветру.

Для гоночных швертботов одна из альтернатив плавания полными курсами - это лавировка по ветру, или плавание галсами под углом к волне с поворотами фордевинд. Оптимальный курс относительно ветра зависит от типа яхты.

Для максимального использования возможностей яхты надо хорошо знать способы увеличения движущей силы парусов и уменьшения сопротивления, оказываемого корпусом и стоячим такелажем. Для каждой яхты существует оптимальная скорость ветра, при которой кренящая сила парусов уравновешивается максимальной откренивающей силой экипажа. Поскольку плавание острыми курсами определяет эффективность парусного вооружения, настраивают яхту на высокую скорость именно на этих курсах. Перед началом плавания нужно решить, на какой ветер настраивать яхту. Возможно придется увеличить движущую силу парусов, если ветер будет слабее оптимального, или уменьшить кренящую силу при слишком сильном ветре.

Полные паруса обеспечивают большую движущую силу, чем плоские, но создают и больший кренящий момент, поэтому надо решить, достаточен ли вес экипажа яхты для ее уравновешивания. Когда-то на одной яхте находилось несколько комплектов парусов для различных условий, но современная яхта имеет один комплект парусов, и ее вооружение обеспечивает необходимые варианты настройки на меняющиеся условия. Не все яхты оснащены теми средствами настройки, которые упоминаются в этом разделе (иногда это не позволяют ограничения класса). Для каждой яхты надо производить собственную настройку. Прежде чем приступить к этому, полезно вспомнить основные принципы аэродинамики.

Если яхта новая или же вам не приходилось раньше ходить на ней, первое, что необходимо сделать, - это испытать ее. Рекомендуется сначала опробовать аналогичную яхту, о которой известно, что она быстро ходит, а затем вооружать свою точно так же. Как бы "оттолкнувшись" от этого, можно начинать любые необходимые переделки. Практика показывает, что точно настроить яхту можно только на плаву, однако различные средства настройки следует предварительно отрегулировать на берегу.

Обычно швертбот ставят на тележку при умеренном ветре скоростью около 4-6 м/с (3-4 балла) и разворачивают его так, чтобы он оказался на курсе крутой бейдевинд. Потом ставят паруса, не слишком сильно натягивая грота-шкот, - так, чтобы исчезли малейшие вертикальные складки на парусе вдоль гика. Не следует "втугую" набивать оттяжку Канингхема при отсутствии горизонтальных складок вдоль передней шкаторины. Гика-шкот выбирают, пока нижняя лата не займет положение, параллельное ДП яхты. Затем, посмотрев вверх на парус, определяют точку максимальной глубины его профиля ("пуза"). У большинства швертботов она должна быть на расстоянии от одной трети до половины ширины паруса от передней шкаторины. Чем больше стаксель заходит за грот, тем ближе к корме должна быть точка максимальной глубины грота. Далее смотрят на заднюю шкаторину стакселя с подветренной стороны и регулируют натяжение стаксель-шкота и положение его кипы таким образом, чтобы задняя шкаторина стакселя была параллельна поверхности грота по всей высоте. В зависимости от формы щели между парусами и силы натяжения их задних шкаторин улучшаются или ухудшаются ходовые качества яхты. Отрегулировав угол стаксель-шкота и силу его натяжения, следует настроить парус так, чтобы все индикаторы у передней шкаторины стакселя были расположены горизонтально и направлены в корму.

Остальную настройку яхты производят обычно на плаву. В очень слабый ветер и при отсутствии волн надо добиться наилучшего обтекания (без завихрений) парусов потоком воздуха. Проще всего это получить на более плоском парусе. На некоторых яхтах сделать парус более плоским можно, изогнув мачту путем регулировки натяжения вант и выбрав грота-шкот.

В слабый ветер и на волнении паруса должны быть более полными для создания большей тяги. При усилении ветра следует держать паруса полными, а мачту - как можно более прямой, пока экипаж в состоянии откренить яхту.

В сильный ветер увеличивают изгиб мачты в продольной плоскости, чтобы сделать парус более плоским. Для этого изменяют натяжение гика-шкота, положения ползуна гика-шкота на погоне и кипы стаксель-шкота. Верхние части грота и стакселя могут закручиваться под ветер, выпуская поток воздуха. Большой изгиб мачты при увеличении ветра не только делает грот более плоским и ослабляет натяжение задней шкаторины, но и увеличивает щель между стакселем и гротом и ослабляет заднюю шкаторину стакселя (следовательно уменьшается аэродинамическая сила, действующая на парус). Различные средства настройки яхты должны быть соответственно промаркированы, чтобы их можно было быстро устанавливать в определенное положение.

Сделав любую настройку, надо обязательно опробовать ее в сравнении с другой яхтой. Настройку яхты можно считать эффективной только в случае, если скорость яхты увеличится.

Читаем далее: Мачты >>>

 



 


.|.



Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года. Производство - студия "Ростани"
Скоро обновление!