Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.
  Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам      Фотографии яхт    Морские термины    Справочник яхтсмена    На главную
Карта мира . Литература яхтсмена

Справочник яхтсмена



  Первые русские яхт-клубы 

  От отрядов Всевобуча до олимпийских регат 

  Путь в большой парус 

  Развитие яхт и парусного вооружения 

  Яхтеные гонки и регаты 

  Происхождение океанских гонок 

  Крейсерское плавание 

  Швертботы 

  Выбор яхты 

  Транспортировка швертбота 

  Одежда яхтсмена 

  Установка мачты 

  Оснащение и плавучесть швертбота 

  Постановка грота 

  Подъем стакселя 

  Транспортировка швертбота по суше 


Управление яхтой

  Перо руля и румпель 

  Шверт 

  Гребля 

  Дифферент 

  Кренящие силы 

  Поворачивающие силы 

  Функция парусов, руля, шверта 

  Роль рулевого и шкотового 

  Равновесие яхты 

  Указатели ветра 

  Курсы относительно ветра 


Движение и остановка

  Начало движения 

  Изменение курса 

  Острые курсы и дрейф 

  Полные курсы 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Управление румпелем с удлинителем 

  Удержание яхты на курсе 

  Отход и подход к берегу 

  Спуск, подход и отход от бонового причала 

  Отход и подход к бую 

  Опрокидывание и восстановление 

  Постановка парусов 

  Уравновешивание швертбота и дифферент 

  Скорость швертбота и изменение ветра 

  Трапеция 

  Техника пользования трапецией и поясом сбруя 

  Техника выполнения поворотов 

  Спинакер 

  Конструкция спинакера 

  Работа со спинакером 

  Поворот оверштаг 

  Поворот фордевинд 

  Вооружение швертбота 


Катамараны

  Катамараны 

  Катамаран "Тронадо" 

  Управление катамараном 

  Плавание полными курсами 

  Плавание на волнении, крен и дифферент 

  Плавание на катамаране в штормовую погоду 

  Восстановление катамарана 

  Сборка катамарана 


Крейсерские швертботы

  Крутой бейдевинд 

  Повороты оверштаг и фордевинд 

  Галфинд 

  Полные курсы 

  Мачты 

  Краспицы 

  Настройка мачты и парусов 


Гонки на яхтах

  Гонки. Введение. 

  Клубные гонки 

  Гоночный старт 

  Подготовка к гонке 

  Система подсчета очков 

  Сигналы и флаги 

  Правила расхождения яхт 

  Препятствия и знаки 


Крейсерские яхты

  Крейсерская яхта. Общее. 

  Типы крейсерских яхт 

  Внутренняя планировка яхты 

  Служба береговой охраны 

  Снабжение яхты и несение вахты 

  Помещения крейсерской яхты 

  Обустройство палубы 

  Подготовка парусов 

  Лебедки 

  Обращение с тросами 

  Яхтенные шлюпки 

  Контрольный список вещей 

  Яхтенные двигатели 

  Особенности дрейфа 


Отход и подход

  Швартовка. Общее. 

  Отход - подход к бону 

  Отход - подход к связке яхт 

  Маневрирование у причала 

  Отход подход кормой или носом 

  Отход подход кормой к сваям 

  Швартовка в приливы и отливы 

  Постановка на якорь 

  Подход и отход от буя 


  Отработка маневров. Разное. 

  Человек за бортом 


Паруса крейсерской яхты

  Работа с парусами. Общее 

  Парусный гардероб 

  Грот и стаксель 

  Спинакер 

  Особенности работы с парусами 


Навигация

  Навигационные огни 

  Плавание в тумане 

  Звуковые сигналы 

  Немного о штормовании 

  Правила расхождения судов 

  Лоцманское плавание 

  Определение местоположения 

  Инструменты штурмана 

  Работа с компасом 

  Навигационные приборы яхты 

  Работа с картами 

  Прокладка курса 

  Пеленгование по компасу 

  Промеры глубин 

  Использование навигационного оборудования 

  Течение, ветер, погрешности 

  Створные знаки 

  Составление плана плавания 

  Информация для перехода 

  Знаки и ограждения 

  Огни навигационных знаков 


Погода

  Изменения погоды 

  Развитие погоды 

  Циклоны 

  Ветры 

  Погодные системы 

  Штормы, торнадо, ураганы 

  Туманы 

  Погодные условия 

  Карты погоды 

  Гравитационное взаимодействие 


Уход за яхтой

  Устройство яхты 

  Уход за корпусом и палубой 

  Паруса и такелаж 

  Фалы, концы и тросы 

  Яхтеные двигатели 

  Электроника на яхте 

  Система водоснабжения 

  Ремонт на яхте 


Безопасность

  Противопожарная 

  Мель. Снятие с мели 

  Аварийные ситуации. Помощь. 

  Сигналы бедствия 

  Флаги Международного свода сигналов 

  Спасение на море 

  Медицинская помощь 


Разное

  Работа паруса 

  Корпус, шверт, киль, руль 

  Морские узлы 

Постановка на якорь

Техника постановки яхты на якорь и ее швартовки к бую или свае имеет много общего. Оба процесса включают в себя крепление яхты к фиксированной точке на открытой воде. В обоих случаях способ, которым вы подходите или отходите от места, будет одинаковым, но постановка на якорь требует дополнительной подготовки якоря с канатом, а также слаженных действий команды.

Постановка на якорь - это искусство, которым все реже пользуются, так как в гаванях имеются швартовные места, сваи и специальные стоянки. Однако в ряде случаев умение правильно вставать на якорь может очень пригодиться на рейде или в тихой бухте, а также если необходимо переждать шторм. Именно в последнем случае у вас должна быть абсолютная уверенность в готовности оборудования. Большое значение имеет размер якоря. Небольшой якорь может хорошо держать на соответствующем грунте и в легкий ветер, но поползет или сорвется с грунта, если ветер усилится. Различные типы якорей показаны ниже.

 

Выбор якоря и якорной цепи - каната.

Существует несколько различных типов якорей. Тип якоря, который вы выберете, будет зависеть от характера морского дна и предпочитаемого района плавания. Последние достижения в области конструкции якоря - это якорь-плуг и якорь Брюса, якорь Данфорта. Эти якоря предназначены для удержания на морском дне и рассчитаны на держащее усилие, в 30 раз превышающее собственный вес.

Адмиралтейский якорь. Якорь Данфорта.

Традиционный адмиралтейский якорь обеспечивает держащее усилие на песчаном дне только в 10 раз больше собственного веса. Он будет держать также на скалистом и илистом грунтах, на которых другие якоря могут ползти. Какой бы тип якоря вы ни выбрали, он должен быть достаточно тяжелым, чтобы удерживать яхту при любых условиях. Большинство яхт оснащено якорями, имеющими минимальный требуемый вес. На яхте всегда должны находиться по меньшей мере два якоря - один в качестве верпа (вспомогательного якоря) и другой становой (более тяжелый) в качестве основного или носового якоря. Если вам понадобится якорь, обращение с которым затруднено, можно установить на носовой палубе якорный шпиль. Потребуется также прочная носовая оковка, через которую пропускают якорную цепь.

Тип якорного каната и его длина влияют на держащую способность якоря. Лучше использовать цепь, так как она не перетирается и под действием собственного веса провисает между якорем и яхтой, что гасит резкие перемещения (рывки) носа яхты. Якорная цепь обеспечивает горизонтальное приложение усилия к якорю и, тем самым, повышает его держащую силу. Однако вес якорной цепи может быть и неудобством. Нейлоновый канат, используемый вместо якорной цепи, легок, но подвержен перетиранию и не провисает как тяжелая цепь.

Так как канат слегка растягивается, он амортизирует рывки, которые могли бы сорвать якорь. Обычно используют цепь на первых 4,5 м от якоря и нейлоновый канат на остальной части конца. Если подвязать груз посередине якорного каната, то этим можно еще больше снизить отрицательное влияние рывков. Очень важно знать общую длину якорного каната. Если вы пользуетесь только цепью, то надо вытравить или отдать ее как минимум на три глубины, если цепью и канатом, то - на пять глубин. В штормовых условиях иногда приходится отдавать до десяти глубин. Полезно разметить якорную цепь (канат) так, чтобы было видно, сколько ее отдано.

 

Выбор якорной стоянки.

Планируя стоянку на якоре, важно выбрать место так, чтобы в дальнейшем не было никаких осложнений. Главное, что необходимо знать - насколько держит грунт. Информацию о типе морского дна можно найти на карте или, если вы уже находитесь на месте, воспользоваться ручным лотом. Если грунт не подходит для вашего якоря, надо поискать другое место стоянки.

 

Глубина должна быть небольшой, чтобы хватило длины якорного конца, но вполне достаточной, чтобы при отливе яхта оставалась на плаву. Если вы становитесь на якорь во время прилива, необходимо подсчитать, какая глубина будет при высокой воде, и отдать достаточную длину якорного конца. Для обеспечения спокойной стоянки постарайтесь выбрать место, защищенное от ветра (с учетом возможного изменения ветра) и в стороне от сильного приливного течения.

Стоянка в стороне от оживленного движения будет более комфортабельной, так как волны от проходящих судов не будут раскачивать яхту. Если якорная стоянка переполнена судами, то надо убедиться, что вокруг яхты достаточно свободного пространства, чтобы она могла описать круг около якоря, не сталкиваясь с другими яхтами или препятствиями. Различные типы яхт по-разному реагируют на воздействие ветра и течения. Яхты с большой парусностью (надводной частью) и небольшой подводной частью в большей степени подвержены воздействию ветра, чем течения; яхты же с глубоким килем и с меньшей парусностью скорее всего развернутся носом против течения. Если все яхты на стоянке одного типа, то их циркуляции могут немного пересекаться, не вызывая столкновения яхт, поэтому всегда старайтесь встать около яхт, подобных вашей.

Если это невозможно, надо выбрать такое место стоянки, где циркуляция вашей яхты не пересекается с циркуляциями соседних судов. Для этого понадобится выяснить, где лежат якоря яхт. Если на борту яхт не у кого спросить, вы должны примерно определить это, глядя на направления якорных цепей и угол их наклона к поверхности воды. В случае опасности наваливания на другую яхту ищите другое место для якорной стоянки.

 

Выбор места швартовки к бую.

При выборе места швартовки необходимо учитывать глубину воды, возможность укрытия от ветра и удаленность от маршрутов движения судов. Кроме того, следует убедиться, что выбранное место швартовки свободно и разрешено, а также соответствует размерам и весу вашей яхты. Многие места швартовки рассчитаны на яхты максимальных размеров. Если при швартовке к бую, легкому для вашей яхты, вы повредите его, то вам придется отвечать за нанесенный ущерб.

По возможности надо выяснить у капитана порта, какой буй вам следует занять. Как правило, буй ставят с учетом размера яхты, которая будет к нему швартоваться, что гарантирует место для циркуляции при изменении направления ветра и течения.

Цепь буя короче и имеет меньшую свободу, чем якорная цепь яхты. Некоторые переполненные гавани имеют ряды буев, чтобы яхты могли швартоваться носом и кормой. В этом случае им надо меньше места и возможность разворачивания яхт исключается.

 

Отдача якоря.

Все приготовления к отдаче якоря должны быть завершены до подхода к месту якорной стоянки, поэтому капитану следует заранее проинструктировать команду. Вы должны вынуть якорь из места хранения и свесить его за борт у носовой оковки на якорной цепи, закрепленной к утке или кнехту. Якорную цепь надо вытянуть на определенную длину из цепного ящика и разложить ее аккуратно на палубе. Это обеспечит ход якорной цепи без скручивания (узлов) при отдаче якоря. Коренной конец участка якорной цепи надо заложить за свободную утку или кнехт. Когда яхта достигнет места якорной стоянки, капитан дает команду отдать якорь.

Якорная цепь необходимой длины уложена на палубе, и якорь готов к отдаче. Буйреп - это прочный трос, прикрепленный к тренду якоря. Этот трос крепят либо к бую (томбую), либо на борту.

Часто бывает трудно расслышать устные приказы с другого конца яхты, поэтому самое лучшее - договориться об условном сигнале. Когда сигнал подан, освободите крепление якорной цепи, которое удерживает якорь в районе носовой оковки, и отпустите якорь. Контролируйте ход якорной цепи, пока не почувствуете, что якорь коснулся дна. Затем вытравите остаток якорной цепи, ранее уложенный на палубе. Натяжение ее некоторое время спустя означает, что якорь забрал за грунт. Когда нужная длина цепи вытравлена, закрепите ее конец, находящийся на борту. Если по какой-то причине якорь не забирает сразу же, попробуйте еще вытравить якорную цепь. Если и это не поможет, нужно поднять якорь и поискать другое место.

 

Постановка на якорь с помощью тузика.

Бывают случаи, когда необходимо отдать второй якорь (верп), например, при стоянке бортом к причалу и прижимном ветре. Обычно верп завозят на тузике. Легче отдавать якорь с жесткого, а не с надувного тузика, при этом надо использовать якорный конец, а не цепь, так как с цепью в лодке труднее обращаться. Иногда это может быть основной становой якорь, тогда якорную цепь также лучше заменить канатом. Поставьте тузик бортом к яхте и закрепите его носовой и кормовой фалини. Свесьте якорь с кормы тузика и привяжите отрезок тонкого линя к якорю и к банке для страховки, что позволит вам освободить якорь, не вставая с места. Затем уложите якорный конец на корме тузика, начиная с той части, которой он прикреплен к якорю. Когда якорный конец, соответствующий глубине, находится в тузике, закрепите другой конец на борту яхты. Отгребите в том направлении, в котором вы хотите завезти якорь, и когда вытравите весь якорный конец, развяжите страховочный линь и дайте якорю уйти на дно. Затем кто-нибудь на яхте выбирает слабину каната, чтобы убедиться, что якорь забрал.

После того как становой якорь отдан и забрал, можно завозить на тузике вспомогательный якорь (верп).

 

Подъем якоря с тузика.

Иногда для подъема якоря используют тузик, например, если яхта стоит на двух якорях и вам нужно выбрать верп. Это можно сделать, если вы располагаете довольно большим, желательно, жестким тузиком. Один человек сидит в тузике и выбирает с кормы якорный конец, пока он не займет в воде вертикальное положение - значит якорь находится прямо под вами. Усилие человека, держащего якорный конец на корме тузика, должно оторвать якорь от грунта. Затем его можно поднять, уложить в тузик и, выбирая якорный канат, возвратиться к яхте.

 

Буйреп.

Всегда существует опасность того, что якорь зацепится за грунт и его будет невозможно освободить обычным путем. Иногда помогает хождение под двигателем в различных направлениях и раскачивание якоря, но лучшее решение этого вопроса - прикрепить к якорю буйреп с томбуем. Тогда якорь можно легко освободить, потянув за этот трос.

 

Постановка на два якоря.

Если один якорь не удерживает яхту, ее можно поставить на два якоря, как это показано ниже. При этом движение яхты ограничивается нагрузка распределяется между якорями. Однако при перемене направлений ветра и течения яхта может оказаться в неблагоприятном положении и придется переставлять якоря. Другой метод постановки яхты на два якоря часто используют на переполненных якорных стоянках, когда нужно уменьшить траекторию разворота яхты. Сначала отдают становой якорь, и яхта дрейфует, чтобы он забрал. Когда вытравлена вдвое большая, чем нужно, длина якорной цепи, можно отдать верп. Яхту подтягивают на главной якорной цепи, а якорный конец верпа потравливают, пока яхта не окажется между якорями. Якорную цепь станового якоря и якорный конец верпа связывают вместе и крепят так, чтобы основная нагрузка приходилась на якорную цепь.

После отдачи станового якоря и верпа (соответственно А и В) якорный конец верпа соединяют с якорной цепью стопорным узлом, и место соединения опускают значительно глубже киля. Отдайте становой якорь обычным способом и дайте яхте отойти назад, чтобы якорь забрал. Пройдите вперед под двигателем под углом около 45° к направлению на якорь и, когда он окажется на траверзе яхты, отдайте верп.

 

Подъем якоря.

Сложность подъема якоря зависит от погодных условий, массы якоря и якорной цепи и физической силы команды. На первой стадии подъема яхту ставят так, чтобы она находилась над якорем. В легкий ветер или при слабом течении можно просто выбрать якорную цепь, но лучше всего - подойти в нужную точку под парусом или двигателем, пока матрос выбирает слабину якорной цепи. Как только якорная цепь займет вертикальное положение, матрос докладывает капитану "Панер". Капитан дает команду "Рвать якорь".

Матрос продолжает выбирать якорную цепь, пока не почувствует, что якорь оторвался от дна, и сообщает об этом капитану. Якорь затем поднимают на борт и докладывают капитану "Якорь чист". Необходимо соблюдать осторожность при подъеме якоря, чтобы он не стукался о борт. Если есть время, то сначала следует очистить якорь, а затем взять его на палубу. После подъема на борт якорь и якорную цепь надо быстро уложить.

Читаем далее: Подход и отход от буя >>>









ООО «Малахит» динамично развивающаяся компания на Российском рынке строительных материалов выпускает один из наилучших видов декоративного камня, искусственного камня. Обладая собственными производственными площадями и развитой логистикой фирма является поставщиком камня на объекты Москвы и Московской области, а так же в регионы Российской Федерации. Объекты украшенные нашим декоративным камнем можно встретить как в Самарской области так и в Нижегородской и Курской областях. Наш каталог декоративного камня удовлетворит самого взаскательного потребителя.



Творческое подворье - монолит художников, модельеров, керамистов, фотографов, дизайнеров, архитекторов, поэтов, писателей, музыкантов...

Сайт elektrostal.name рассказывает о твоческих людях, вне зависимости от возраста и направления в художественной деятельности.