Слокам
 Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Записи и дневники Евгения Гвоздева о морских путешествиях



Евгений Гвоздев

  Биография 

  1-е Кругосветное плавание 

  2-е Кругосветное плавание 

  3-е Кругосветное плавание 

  Повествования автора 

  Письма из кругосветок 

  Фотографии 

  Видео 

  О Е.Гвоздёве в Интернете 

 

Слово капитану

В последней главе гвоздевской серии уместно дать слово самому капитану "Саида", потому что без его живой интонации, без оценок, переданных без посредника, рассказ о кругосветке будет неполным, абстрактным и далеким, как жизнь Робинзона Крузо. А так хочется узнать у Е. Гвоздева о том, на что не хватило времени в предыдущих беседах.

Неужели только лишь три только что описанные кризисные ситуации запомнились за восемь лет плавания?

- Нет, конечно, их было больше, но эти три вспомнил потому, что тогда я не знал, что делать дальше. Речь идет о растерянности, тупике. А случаев, когда было ясно, что предпринять и "куды бечь", можно привести множество - из них и состояли оба похода...


Лекарство от одиночества

И снова, как я уже это делал, нужно предупредить о необходимости при чтении материала вносить "поправку на ветер", на своеобразие гвоздевского восприятия и оценки морских реалий и событий с собственным участием. То ли высокий яхтенный профессионализм и выучка, то ли природный здравый ум и невозмутимость, то ли редкое в наши дни душевное здоровье - все это вместе или порознь позволяет Е. Гвоздеву оценивать многие собственные поступки на грани или даже за гранью подвига как обычную морскую работу. То есть фактически, на мой взгляд, их недооценивать. Поэтому к его рассказам и рекомендациям нужно относиться с осторожностью, так как попытка им следовать наверняка потребует значительно больших усилий и риска, чем кажется на первый взгляд. Оценки капитана "Саида" не только субъективны, но и не всегда соответствуют уровню реальной опасности - они ее занижают.


Морская практика - технические и человеческие возможности

Не надо, наверное, особенно доказывать, что одиночные кругосветные плавания на малых и сверхмалых судах, да еще без постоянного спонсора и с финансированием из собственной пенсии - это предприятия на грани человеческих возможностей. Но именно этот тезис активно опровергается самим Е.Гвоздевым. Он утверждает, что все это обычная морская работа, которой в мире занимаются тысячи яхтсменов, профессиональных и не очень, а ореол героизма она имеет только в России, да и то из-за нашей расхлябанности и бедности. И в подтверждение рассказывает о встрече в Австралии с американской семьей, прибывшей на "зеленый континент" на яхте из Сан-Франциско в поисках работы. Так в ее экипаже из четырех человек (папа, мама, две дочки) вообще не оказалось моряков. Правда, яхта и ее оснащение, не в пример гвоздевским, были хорошими.


Но делать из него образец для подражания – ещё одним позором больше

Guest_Владимир пишет: - «Конечно виват! И сильный, и смелый! А по большому счёту – по миру с протянутой рукой. Другая сторона медали – это позор России! Обидно, но кажется, и России такие тоже не нужны. Это, конечно, личное дело Гвоздёва. Пронёс человек мечту детства всю жизнь – можно только завидовать. Но делать из него образец для подражания – ещё одним позором больше».


«ГЕТАН». (Наброски)

В конце пятидесятых годов попался мне обрывок, какой то газеты с кратким сооб-щением о кругосветном плавании француза Марселя Бардьо. Рано осиротев, он с одинна-дцати лет начал зарабатывать себе на пропитание и, как многие мальчишки в этом возрас-те, мечтал о море. Шли годы. Незадолго до второй мировой войны Бардьо, будучи вполне самостоятельным молодым человеком, решает построить парусную яхту и совершить на ней одиночное кругосветное плавание. Упорно преодолевая материальные затруднения и всевозможные лишения, он приступает к строительству. Война внесла свои коррективы. Только 1 января 1950 года «Катр ван» («Четыре ветра»), так назвал яхту мореплаватель, вышла из Парижа и через восемь лет, оставив за кормой около 70-ти тысяч миль, вернулся к себе на родину.


Почему яхта "Саид" такая маленькая?

Прошел всего год после первого плавания, а Евгений Александрович занудился, заскучал и не расставался со своим четвероногим другом - диваном. Диван стоял, естественно, напротив телевизора, по которому что ни день, то детектив - футбол-политика, политика-футбол-детектив. Озвереешь тут. В Дагестане прошла тогда очередная серия покушений и взрывов - сказывалось соседство с мятежной Чечней и рыночный передел собственности. Призадумаешься, даже если собственности не имеешь. А впрочем, как сказать...


Что означают для мореплавателя государственные границы?

Пограничник, как и таможенник, - это первый и последний человек, встречающий и, соответственно, провожающий яхтсмена. По большому счету - это лицо государства. И хорошо, если это лицо не будет "вмазанным" и хмурым, а будет выбритым и приветливым. Забыть Е.Гвоздев не может ладную девицу в отутюженной форме, совмещающую функции пограничника и таможенника на причале австралийского Брисбена. Приход она оформила молниеносно.


Выживание: умение или везение?

По интересному совпадению одна из наших бесед с Евгением Александровичем по поводу выживания в море совпала по времени с прямой ТВ-линией Президента РФ Владимира Путина со страной. Гвоздев аж подпрыгнул на стуле, когда услышал из его уст цифру 30 миллионов - минимум столько россиян имеет сейчас доходы ниже официального прожиточного минимума. "Вот тебе и теоретическое обоснование выносливости российских мореходов-одиночек, - сказал он. - Выживание - это наш национальный способ существования, черта характера. И если она проявляется на суше, то почему бы этому не быть в океане, где она еще нужнее".


Рыбий жир

Трудно сказать, когда и кому первому пришла в голову мысль применять масло для успокоения разбушевавшейся морской стихии. Несомненно, одно: эта голова имела рационализаторский ум, а её обладатель - чувство юмора. С той поры сия идея обросла жуткими, порой фантастическими подробностями, шагнула за порог портовых таверн, обосновалась на страницах приключенческих романов и солидных учебников по мореплаванию, где и приобрела статус непререкаемой истины. Вспомним жюль-верновского "Пятнадцатилетнего капитана"... "... По цвету воды Дик понял, что между рифами есть проход, необходимо было, смело войти в него, чтобы выброситься на мель как можно ближе к берегу. Молодой капитан не колебался ни мгновения. Он круто повернул штурвал и направил корабль в узкий извилистый проход.

 

 



 


Портал для яхтсменов и путешественников
www.Slokam.ru работает с 2009 года.
Скоро обновление!