Кругосветные, одиночные путешествия на яхтах. Путешествия вокруг света на парусных яхтах.

  Главная    Евгений Гвоздёв    Джошуа Слокам    Фотографии яхт    Справочник яхтсмена    Карта мира    Литература    Видео    Продажа яхт 

  Школа капитана    Школа рулевого    Морские походы    Под парусом по планете    Как пройти вокруг света на яхте    Морские узлы    Паруса    Ветер и течения 



Ремонт парусов, уход за парусами



Дж. Ховард-Уильямс

Паруса яхты

  Парусная ткань 

  Пошив парусов 

  Как разостлать? 

  Подшивка паруса 

  Уход за парусами 

  Хранение парусов 

  Чистка и стирка 

  Зимнее хранение 

  Осмотр и дефектация 

 

Ремонт

  Типовой ремонт 

  Подшивки 

  Лат-карманы 

  Заплаты 

  Спинакеры 

  Ликовка 

  Фаловые дощечки 

  Металлические ликтросы 

  Коуши и люверсы 

  Ползунки 

  Раксы и карабины 

  Окна 

  Латы и булинь 

  Индикаторы и стропы 

 

Проверка

  Формы паруса 

  На ходу 

  На берегу 

  Исправление дефектов 

  Изменение размера 

 

Дополнения

  Приложение А 

  Приложение Б 

  Приложение В 

Парусная ткань.

Паруса и ткань, из которой они сделаны,— звенья одной цепи. Поэтому ни одна книга, претендующая на более или менее серьезный разговор о парусах, не может оставить без внимания методы изготовления парусной ткани и некоторые ее свойства. Парусный мастер должен тщательно и с большим пониманием отбирать ткань для вашего паруса. Следовательно, и вам надо разбираться в этом деле как следует, так как от свойств ткани во многом зависит качество парусов. Давайте же рассмотрим некоторые свойства парусной ткани, на которые следует обратить особое внимание.

 

Структура ткани

Обычно парусную ткань ткут следующим образом: на станине ткацкого станка располагаются нити, образующие основу ткани (продольные), затем нить утка пропускается взад и вперед через основу (над нитью основы, а затем под ней). Полученное переплетение уплотняется сбиванием нитей утка, поперечные нити плотно прижимаются одна к другой, и таким образом нити утка располагаются близко друг к другу. Чем плотнее набивка, тем выше коэффициент укрытия, так как уток заставляет нити основы укладываться волнами.

АПереплетение парусной ткани Б Переплетение парусной ткани

Переплетение парусной ткани: А — уток (заштрихованное сечение) набивается между нитями основы, чтобы закрыть переплетение; в результате основа (черная нить) волнообразно изгибается; Б — когда натяжение приложено вдоль основы, она стремится растянуться и раскрывает уток; это делает ткань более пористой и менее способной удерживать химические наполнители между нитями.

Когда натяжение приложено вдоль основы, продольные нити стремятся распрямиться и открывают нити утка, в результате ткань становится более пористой и менее способной удерживать химические наполнители, которые могут быть добавлены. Отдельные
нити могут также слегка раскрутиться и удлиниться. Но вытягивание минимально, и большой деформации ткани не происходит. Однако если натяжение приложено под углом к направлению нитей (по диагонали), маленькие квадратики, образуемые переплетением основы и утка, вытягиваются и приобретают ромбовидную форму, причем большая диагональ ромба идет по направлению натяжения, а меньшая поперек.

Растяжение ткани по диагонали
Растяжение ткани по диагонали. Если ткань растянуть по диагонали (по косой нитке), квадратики, образованные нитями, становятся ромбиками — образуется складка по линии натяжения

Следовательно, ткань сдвигается под прямым углом к направлению растяжения по диагонали. Вот почему вдоль этой линии образуется складка. В результате вдоль линии натяжения парус приобретает дополнительную полноту и становится более плоским на том участке, с которого была сдвинута ткань. Хорошая ткань должна принимать прежнюю форму после такой нагрузки: как только натяжение снято, она должна тотчас же восстановить свою первоначальную форму.

 

Требования предъявляемые к ткани.

Паруса, скроенные самым наилучшим образом, не долго останутся хорошими, если они сшиты из плохой ткани. Хорошей парусной тканью считается ткань, отвечающая следующим требованиям:

1. Ткань должна допускать частич ное регулирование формы при натяже нии во время настройки.

2. Модуль упругости ее должен быть высок, иначе говоря, ткань долж на обладать большой сопротивляемо стью удлинению при малых нагрузках.

3. Ткань должна быть формоустой чивой, т. е. должна восстанавливать форму после того, как была подверг нута воздействию нагрузки.

4. Устойчивость при растяжении должна быть высокой: ткань должна поглощать энергию, т. е. выдерживать ударные нагрузки и демпфировать их. Более подробные сведения о парусных тканях можно найти в сборнике «Катера и яхты» № 2 (78) за 1979 год (стр. 42), где опубликован перевод главы из другой книги этого Же автора — «Паруса» (ярим, переводчика).

5. Ткань должна быть воздухоне проницаемой, т. е. не пропускать воз дух с одной стороны на другую через переплетение нитей.

6. Ткань не должна впитывать воду ни через переплетение нитей, ни в са му нить.

7. Поверхность ткани должна быть гладкой, поскольку тогда уменьшается сопротивление трения.

8. Ткань должна обладать достаточ ной химической устойчивостью, не должна слишком быстро разрушаться под воздействием ультрафиолетовых лучей, промышленного дыма, грязи и т. п.

Полиэфирная парусная ткань (терилен, дакрон, тергал, даже лавсан в разных странах ее называют поразному) не подвергается воздействию воды и многих химикатов. Она прочна, не сильно тянется, не впитывает воду и может быть соткана достаточно плотно, чтобы обеспечить гладкость и воздухонепроницаемость.

Можно сказать, что это идеальная парусная ткань, и мы будем недалеки от истины. Однако если грязь или соль попадут в переплетение, они изотрут нити. Кроме того, при наличии сырости вокруг этих мест ткань поражается милдью (особого рода плесенью, как бывает на стекле в аналогичных условиях). И наконец, при продолжительном воздействии солнца или промышленного дыма материал ослабляется настолько, что в экстремальных обстоятельствах может рваться как бумага. Эффективность работы парусов в значительной мере зависит от способа переплетения нитей в ткани.

Как мы уже говорили, если они слабо натянуты на ткацком станке и не сбиты плотно одна к другой после каждого прохода челнока, ткань получится редкой, пористой и сильно тянущейся. Задача заключается в том, чтобы получить плотную ткань, которая ткется под большим натяжением нитей утка с плотно сдвинутыми одна к другой поперечными нитями. Даже самая плотная набивка на самых современных ткацких станках не может дать переплетения, которое обладало бы достаточной плотностью, без дальнейшей обработки. Поэтому прямо с ткацкого станка ткань идет на окончательную обработку.

Во время такой обработки ткань промывают и высушивают. Иногда в нее добавляют химические или смоляные наполнители, от которых она становится более жесткой и меньше тянется, а затем подвергают термической обработке для усадки материала и прокатке между нагретыми валками, в результате чего отдельные нити связываются вместе. Смоляные наполнители могут первоначально придать хороший внешний вид рыхлой ткани, но они делают поверхность твердой, и если они растрескаются и выкрошатся, то ткань быстро разрушится. Наилучшее решение — плотно сотканная ткань, которая почти не нуждается в химической обработке и дает мягкую, эластичную поверхность.

Однако паруса некоторых динги и малых монотипов кроят таким образом, что для придания формы им не нужна дополнительная вытяжка. Такие паруса хорошо стоят, даже если изготовлены из жесткой ткани, но в этих случаях необходимы меры предосторожности для защиты их от повреждений при частом складывании.

 

Вытягивание по диагонали

Как видим, вытягивание по диагонали (по косой нитке) играет большую роль при изготовлении парусов. Такое вытягивание может быть использовано для перемещения «пуза» паруса в нужное место; но оно может сыграть и злую шутку с формой паруса, если его не удерживать в надлежащих пределах.

Это является основной причиной того, что задние шкаторины приносят много беспокойства, когда недостаточно усилены подшивкой или хотя бы лентой. Если основа полотнища отклоняется от прямого угла к задней шка-торине всего на 5° и шкаторина не имеет усиления, этого достаточно, чтобы вызвать вытягивание по диагонали.

Поэтому при ремонте очень важно учитывать направление нитей в ткани. Необходимо, чтобы направление нитей, в заплатах или усиливающих элементах было параллельно направлению нитей в ткани паруса, чтобы тянулись они одинаково.

Так как способность ткани вытягиваться изменяется в зависимости от структуры ткани, т. е. от расположения более тонких нитей, определяющих переплетение, количества химических наполнителей и веса самой ткани (более тяжелая ткань, естественно, меньше тянется), важно также, чтобы всякие заплаты делались из ткани, по весу и структуре приближающейся к ткани, из которой сделан парус.

 

Вес ткани

В Англии парусную ткань различают по весу (в унциях) каждого квадратного ярда ткани. В США за удельный вес принимается вес одного ярда ткани при ширине 28,5 дюйма, т. е. вес погонного ярда в унциях. В результате для такого же материала получается цифра примерно на 20% меньше, чем в Англии . Следовательно, при оценке материала надо знать, по какой системе взят его вес — по английской или американской. В странах, где принята метрическая система мер, вес определяется количеством граммов на квадратный метр.

Весовая характеристика парусной ткани
Весовая характеристика ткани: а — по британским стандартам такой характеристи­кой является вес в унциях куска ткани площадью 1 кв. ярд; б — по стандартам США — вес в унциях погонного ярда ткани шириной 28,5 дюйма (73 см); в — в метрической системе мер — вес 1 кв. м ткани в граммах.

 

На рисунке показан сравнительный масштаб перевода весовых характеристик ткани из одной системы в другую. Например, если вес материала для грота и стакселя динги составляет 4,5 унции на квадратный ярд, то по американской системе этот вес эквивалентен примерно 3,5 унции на погонный ярд, а по метрической системе — 150 граммам на квадратный метр (г/м2).

График перевода весовых характеристик парусной ткани
График перевода весовых характеристик парусной ткани из одной системы мер в другую. Для такого перевода надо считывать веса на одной горизонтали.

Читаем далее: Пошив парусов








 



 


Рейтинг@Mail.ru
Портал для яхтсменов и путешественников
Slokam.ru работает с 2009 года.
Реклама на сайте