Терминология морской лоции
Судовождение — прикладная наука, рассматривающая вопросы выбора кратчайшего пути судна и обеспечения его безопасности при плавании между заданными пунктами в море или между морскими портами.
Судовождение состоит из четырех основных разделов: лоции, навигации (в том числе радионавигации и девиации магнитного компаса), астронавигации и навигационной гидрометеорологии. Здесь будут рассмотрены некоторые теоретические и основные практические сведения из этих разделов судовождения.
Морская лоция* родилась вместе с мореплаванием. В отличие от навигации или мореходной астрономии, основанных на математическом анализе, лоция носит описательный характер. Поэтому
описание каждого конкретного океана, моря или их бассейнов также называется «лоцией». В России первая лоция под названием «Книга морская, зело потребная, явно показующая правдивое мореплавание на Балтийском море» была издана в 1721 г. в Петербурге по указанию Петра I.
* От голландского слова «Loodsen» — вести корабль
Основная задача лоции — помочь мореплавателю избрать наиболее безопасный и выгодный путь для перехода морем. Для этого она дает штурману сведения об опасностях в море и системах ограждения этих опасностей, знакомит его с метеорологическими условиями в районе плавания, дает описание побережья и находящихся на нем портов, гаваней и бухт, указывает наиболее удобные курсы для переходов из порта в порт. Кроме того, лоция содержит все необходимые гидрологические и океанографические данные, характерные для описываемого района.
Обеспечение безопасности мореплавания возлагается на органы гидрографии. Так, в Великобритании этим занимается Гидрографический департамент Адмиралтейства, а у нас, в Советском Союзе, — Главное управление навигации и океанографии Министерства обороны СССР (ГУНиО МО). Вместе с ГУНиО МО важную роль в обеспечении безопасности мореплавания играют специальные службы Министерства морского флота СССР — Главная морская инспекция, Гидрографическое предприятие, Службы безопасности мореплавания пароходств.
ГУНиО МО проводит научно-исследовательские работы в морях и океанах, собирает и систематизирует материалы для составления и корректуры морских карт и навигационных пособий, занимается ограждением морских опасностей, издает в качестве официальных пособий карты, лоции и другие руководства для мореплавания, а также систематически информирует мореплавателей об изменениях в навигационной обстановке по всем районам плавания.
В целях оказания помощи ГУНиО МО каждый судоводитель обязан немедленно сообщать его учреждениям о всех расхождениях карт, лоций и других пособий с действительностью: о вновь обнаруженных опасностях, об отсутствии на штатных местах знаков ограждения и случаях серьезных неувязок при определении места судна по береговым предметам, о желательности нанесения на карту тех или иных местных приметных береговых сооружений, облегчающих опознание берега и т. д.
Как и любая другая наука, лоция имеет свою терминологию. Ниже приводятся основные термины.
Оборудованная береговая полоса.
Порт (port) * — место, закрытое от волнения, приспособленное для стоянки судов и имеющее средства для их разгрузки и погрузки, а также возможности для ремонта и снаряжения судов и обеспечения их необходимыми запасами (топлива, воды, продовольствия и пр.). Порты бывают военные, торговые и порты-убежища для стоянки во время шторма.
* В скобках дается перевод терминов на английский язык.
Рейд (roadstead) —любое пространство у берега, где судно может надежно встать на якорь. Рейд считается открытым, если он не защищен от ветра и волнения хотя бы с одного направления. Рейд, расположенный в хорошо защищенной бухте, называется закрытым.
Гавань (harbour) — часть акватории порта или рейда, закрытая от волнения, течения и ледохода искусственными сооружениями. В гавани судно может стоять у берега (причальной стенки или пирса).
Бассейн (dock basin) — общее наименование части акватории гавани или порта, ограниченной причалами, пирсами, молами. Изолированные бассейны в портах со значительным колебанием уровня воды под влиянием приливов и отливов называются доками. Доступ в док осуществляется через ворота (батопорты) или шлюзы.
Аванпорт (outer harbour) — внешняя часть порта или гавани, защищенная от волнения молами, волноломами или имеющая естественное укрытие. Аванпорт обычно имеет большие глубины, чем основная часть порта.
Дамба (dam) — гидротехническое сооружение в виде насыпи или вала, служащее для предохранения берега от затопления или размывания, а также для защиты каналов, рейдов и устьев судоходных рек от наносов и волнения.
Мол (mole) — оградительное сооружение в портах и гаванях, примыкающее одним концом к берегу. Конечная часть мола, выступающая в море, называется головой мола.
Волнолом (breakwater)—внешнее, не связанное с берегом, оградительное гидротехническое сооружение для защиты рейдов или гаваней от волнения.
Пирс (pier) — причальное сооружение для судов, одним концом примыкающее к берегу.
Причал (berth) — место для стоянки судов в порту, оборудованное причальными приспособлениями — палами, кнехтами, тумбами.
Пал (pawl, bit). 1. Деревянная свая или куст свай, забитых в грунт, 2. Чугунная тумба на причале, на которую заводят швартовы.
Фарватер (fairway) — безопасный путь плавания судов среди различного рода препятствий, огражденный предостерегающими знаками.
Канал (canal) — искусственно прорытое русло для прохода судов через мелководье, обозначенное средствами навигационного оборудования.
Формы береговой черты.
Бухта (bay) — небольшой залив.
Фиорд (fiord) — узкий глубокий залив или бухта, глубоко вдающиеся в гористые берега.
Навигационные опасности.
Мель (flat, ground) — место, глубины над которым малы по сравнению с окружающими и поэтому опасные для мореплавания.
Отмель (shoal)—мель, простирающаяся от берега, с постепенно увеличивающимися глубинами.
Риф (reef) — осыхающее или подводное возвышение морского дна со скалистым или коралловым грунтом; скопление камней, опасное для мореплавания.
Банка (bank)—отдельно лежащая мель, окруженная значительно большими глубинами. Считается безопасной для мореплавания, если глубина на ней более 20 м.
Бар (bar of river)—поперечная наносная мель в устьях рек или лежащая поперек входа в бухту.
Грунты.
Глина (clay) — плотный грунт. Совокупность мелких частиц размером менее 0,001 мм. Обладает вязкостью, якорь держит хорошо.
Ил (mud, slime, ooze) — совокупность частиц меньше 0,01 мм. Бывает плотный, вязкий и жидкий. Якорь держит в зависимости от степени плотности. Плохо держит жидкий ил (ooze).
Песок (sand), гравий (gravel), хрящ — совокупность частиц размером от 0,5 мм (песок) до 5,0 мм (гравий) и крупнее (хрящ). Держащая сила — в зависимости от плотности. Обычно средняя.
Плита, твердый грунт (hard ground) — массивные горные породы. Как грунт держит очень плохо.
Навигационное оборудование.
Веха (spar buoy) — плавучий предостерегающий знак для ограждения морских опасностей в виде деревянного или металлического шеста с поплавком, топовой фугурой или без нее, установленный на якоре. Может быть снабжена радиолокационным (уголковым или спиральным) отражателем.
Буй (buoy) — плавучий предостерегающий знак для ограждения морских опасностей или фарватеров в виде металлического поплавка с фермой, устанавливаемый на якоре. Буи могут иметь устройства для подачи туманных сигналов и освещения в темное время суток, иногда снабжаются пассивными радиолокационными или оптическими отражателями.
Бакан (beacon) — в отличие от буя не имеет фермы и обычно не освещается.
Маяк (light house) — навигационный ориентир в виде башни отличительной формы и окраски, устанавливаемый на материке, острове или непосредственно на мелководье, оснащенный осветительным устройством с большой оптической дальностью видимости.
Плавучий маяк (light ship) — судно, оборудованное маячным огнем и устанавливаемое в районе удаленных от берегов опасностей или перед входом в морской порт (с функциями лоцманской станции).
Створ (leading line) — линия или вертикальная плоскость, проходящая через два ориентира (створных знака) и указывающая мореплавателям безопасное направление для движения судна. Задний знак при наблюдении с моря должен быть выше переднего. Створы могут быть ведущими, по которым судно идет по заданному направлению; секущими, обозначающими место изменения курса на фарватере; девиационными, используемыми при работах по уничтожению девиации или определении поправки компаса.
Створные знаки
Перечисленные термины являются общепринятыми и употребляются в специальной литературе и официальных изданиях. В тех случаях, когда какой-либо термин не совпадает с местным названием предмета, в лоциях данного района обязательно указываются эти различия.
Читаем далее: Ограждение морских опасностей
|